Камчыбек Ташиев не приехал на встречу с жителями приграничных районов

Автор -
453

В городе Баткене проходить встреча жителей Баткенского района с председателем Погранслужбы ГКНБ КР Уларбеком Шаршеевым и главой области Абдикаримом Алимбаевым. Об этом сообщает 24.kg со ссылкой на местных жителей.

По их словам, жители приграничных районов хотели встретиться с главой спецслужб Камчыбеком Ташиевым, который подписал протоколы № 39 и 42 от кыргызской стороны.

«Но он не приехал. Представителей СМИ на встречу не пустили. Тема — безопасность региона и протоколы, подписанные с Таджикистаном. Местные жители выступают против этих договоренностей с соседней страной», — сказали они.

25 сентября главы ГКНБ Кыргызстана Камчыбек Ташиев и Таджикистана Саймумин Ятимов провели переговоры.

По итогам встречи достигнута договоренность снять и впредь не выставлять любые виды подразделений охраны границы в местностях пограничных застав «Тамдык» (КР) и «Бедак» (РТ), постов «Булак-Баши» (КР) и «Кех» (РТ), постов «Катта-Туз» (КР) и «Каракчикум» (РТ), постов «Ак-Сай» в местности Чайхана (КР) и «Шаршара» в местности Ходжаи-Аъло (РТ). Здания и сооружения подразделений законсервируют.

Подписанный протокол вызвал неоднозначную реакцию в обществе.

Депутатам Жогорку Кенеша необходимо создать комиссию по изучению подписанных председателями ГКНБ Кыргызстана и Таджикистана протоколов. Об этом сегодня на заседании парламента заявил депутат Султанбай Айжигитов.

По его словам, протоколы №№39 и 42 были подписаны под принуждением и их необходимо аннулировать.

«И 39-й, и 42-й протоколы были подписаны под принуждением и угрозой военной агрессии. Опираясь на подписанные протоколы, они [таджикская сторона]» устраивают провокации. Нужно изучить подписанные документы, создать комиссию, а по ее итогам — полностью аннулировать их. Да, они подписаны, но необходимую процедуру еще не прошли. Также они еще не ратифицированы»,- сказал Айжигитов.

Парламентарий отметил, что консервация погранпостов в Баткенской области в рамках подписанных протоколов может привести к тому, что половина области может стать анклавом.

«В анклаве Ворух находятся стратегические объекты. Участок между анклавом и основной территорией Таджикистана очень важный. В случае, если мы потеряем над ними контроль, то половина Баткенской области станет анклавом. Данный участок охраняли два погранпоста, но их решили убрать»,- подчеркнул депутат.

«Убрав пост в районе «Дача», мы полностью потеряем контроль над этим участком. Второй участок — пастбище Кык, расположено на востоке Баткенской области. Для его защиты и был установлен пост «Булак Баши». Есть местность Каравшин и устье реки Ак-Сай. Чтобы эти места не захватили, установили заставу «Тамдык», но и ее убирают. На участке «Катта Туз» есть нефть, газ. Его тоже хотят захватить таджики. Сейчас они незаконно пользуются газом. Но и тут пост убирают. Там нет людей, никто не сможет препятствовать захвату», — сказал Султанбай Айжигитов.

Депутат отметил, что посты, которые должны быть законсервированы по протоколу, не являются причиной конфликтов. По мнению парламентария, был проведен поверхностный и примитивный анализ ситуации.

«МИД Таджикистана говорит, что Кыргызстан захватил незаконно 2 тысячи 100 квадратных километров. Это необоснованная территориальная претензия. Мы не претендуем на их землю. У нас в Баткенской области есть всего 17 тысяч квадратных километров. Большая часть из них горы. МИД РТ заявляет, что мы не исполняем обязательств по подписанным протоколам, спрятали в селах военную технику, что она не находится на местах своей дислокации. И за следующие военные конфликты ответственны кыргызы. Таким образом, Таджикистан открыл себе дорогу для другой военной агрессии и готовит к этому мировое сообщество. Саймумин Ятимов в 2021 году говорил, что мир будет соблюдаться, пока будут соблюдаться требования протокола № 42. В этом году он повторил свои слова. Это откровенная угроза военной агрессии», — сказал Султанбай Айжигитов.

Бывший губернатор Баткенской области Мамат Айбалаев не скрывает, что его беспокоит последнее решение властей страны:

− Эти посты мы устанавливали в 1999 году, когда я был губернатором. Тогда граждане соседней страны начали вырубать на нашей территории арчовые деревья и использовать наши пастбища. Кроме того, именно через эту территорию прорвались террористы в 1999 году. Это вопрос безопасности. Таджикская сторона не имеет права размещать свой пост близ Воруха, там может находиться только милиция. А с нашей стороны должен быть погранпост. А если их убрать, то Ворух может расшириться, и появится сообщение с Матчинским районом. Поэтому данное решение должно было приниматься не впопыхах, а в рамках общего вопроса границ.