Ассоциация АПК сделало открытое обращение кабмину, парламенту Кыргызстана относительно инициативы министерства финансов 2% неналоговых отчислений с отечественных производителей.
Ниже текст обращения:
12 августа 2015 года вступил в силу Договор о присоединении Кыргызской Республики к Договору о Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС).
В свете чего, у производителей продовольственных товаров Кыргызской Республики была надежда на расширение и развитие своих производств, на освоение новых рынков сбыта для производимой продукции.
Благодаря проводимой остальными государствами ЕАЭС политике поддержки производства и экспорта продукции, наши конкуренты из ближнего зарубежья неуклонно снижают себестоимость продукции, расширяют производство и осваивают новые рынки сбыта, в том числе и рынок Кыргызстана. В то время как постоянное увеличение финансового бремени предприятий со стороны нашего государства, приводит к увеличению себестоимости производимого продукта, что негативно сказывается на положении отечественных производителей как на внешнем, так и на внутреннем рынке, а в дальнейшем может послужить практической ликвидации производства, что существенно уменьшит поступления в бюджет, в том числе и налоговых платежей, не говоря при этом о потерянных рабочих местах для жителей страны.
Разгоревшаяся пандемия «COVID-19» в 2020 году привела к значительному снижению уровня производственных оборотов, усугубила положение отечественных производителей и значительный рост цен в текущем году на сырьё и материалы необходимые в производстве.
Несмотря на вышеуказанные обстоятельства, отечественные производители, вместо поддержки со стороны государства, наблюдают негативную политику по развитию местных производителей Кыргызской Республики. Примером данного факта является внесение изменений в Закон Кыргызской Республики «О неналоговых платежах» от 14 апреля 1994 года N 1480-XII по инициативе Правительства КР в 2013 году, предусматривающего отчисления на развитие и содержание инфраструктуры местного значения в размере 2 процентов от выручки, полученной от реализации полезных ископаемых за вычетом расходов, связанных с переработкой добытых полезных ископаемых и производства из них продукции, без учета косвенных налогов.
Также, отмечаем, что на данный момент в Жогорку Кенеше Кыргызской Республики рассматривается проект Закона Кыргызской Республики «О внесении изменений в Кодекс Кыргызской Республики о неналоговых доходах», который продолжает вышеуказанную негативную политику, усугубляя существующее тяжелое положение в сфере производства продовольствия. Так проект закона предполагает закрепление на законодательном уровне следующих неналоговых отчислений:
- — отчисления на развитие и содержание инфраструктуры местного значения вносятся в размере 2 процентов от выручки, полученной от реализации полезных ископаемых и/или продуктов их переработки, без учета косвенных налогов, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
- — в случае, если полезные ископаемые, добытые самим плательщиком, или продукты их переработки используются в качестве компонентов для производства готовой продукции, выполнения работ и/или оказания услуг, отчисления вносятся в размере 2 процента от себестоимости использованных полезных ископаемых.
— при использовании подземных вод, добытых самим плательщиком, для технических нужд, отчисления вносятся в размере 2 процента от себестоимости использованных подземных вод.
Несмотря на свое название «неналоговые отчисления», введенные платежи, по своей природе, структуре и сущности является дополнительным налогом на производство, существенно ухудшающим финансовые возможности компаний для развития производства.
В целях создания равных конкурентных экономических условий в пределах единого экономического пространства ЕАЭС, считаем необходимым исключить либо существенно снизить данные платежи, которые лягут дополнительным бременем на отечественных товаропроизводителей продовольственных товаров.
На основании вышеизложенного, считаем целесообразным пересмотреть проект Закона Кыргызской Республики «О внесении изменений в Кодекс Кыргызской Республики о неналоговых доходах», а также внести нижеследующие изменения в законодательство Кыргызской Республики по неналоговым платежам:
- полное исключение из норм Кодекса КР «О неналоговых доходах» таких отчислений, как 2 процента от выручки, полученной отечественными компаниями от реализации полезных ископаемых, без учета косвенных налогов либо снижение ставки данных платежей до размера в 0,2 процента;
- далее, в случае же оставления и применения данного вида платежей (с понижением ставки отчислений до 0,2 процента), облагаемой базой должна быть установлена сумма, получаемая после вычета с выручки компаний от реализации полезных ископаемых, без учета косвенных налогов, расходов компаний, связанных с переработкой добытых полезных ископаемых и производства из них продукции.
Ассоциация отмечает, что государство, руководствуясь Национальной Стратегией развития Кыргызской Республики на 2018 — 2040 годы, Программой среднесрочного развития Кыргызстана до 2026 года, Указом Президента «О мерах по развитию агропромышленного комплекса Кыргызской Республики», должно создавать дополнительные условия для развития бизнеса, в частности агропромышленного комплекса, а не ухудшать ситуацию в данном секторе инициативами вроде вышеуказанного проекта закона.
Ассоциация надеется, что комментарии и предложения представителей агропромышленного сектора будут услышаны.