New York Times: за взрывом на Крымском мосту стоят украинские спецслужбы

Автор -
255

Высокопоставленный украинский чиновник подтвердил журналистам New York Times, что взрыв на Крымском мосту был организован украинскими спецслужбами, пишет газета, передает Би-би-си.

Он комментировал взрыв на условиях анонимности из-за запрета правительства на обсуждение диверсии, сообщило издание.

Утром 8 октября часть Крымского моста обрушилась в результате взрыва. По предварительным данным, взорвалась фура, которая заехала на мост после проверки на КПП.

Украинские власти не стали брать на себя ответственность за произошедшее, ограничившись намеками.

Президент Украины Владимир Зеленский в вечернем обращении не упоминал о взрыве на Крымском мосту, но говорил о погоде на полуострове. «К сожалению, в Крыму было облачно. Хотя тоже тепло. Но какими бы ни были тучи, украинцы знают, что делать. И знают, что наше будущее – солнечное. Это будущее без оккупантов . На всей нашей территории, в том числе и в Крыму», — сказал Зеленский.

Российские власти заявили, что причиной происшествия стал взрыв автомобиля. Следственный комитет сообщил, что его сотрудники установили данные о собственнике машины. Погибли три человека — по данным российских следователей, это «предположительно, пассажиры легкового автомобиля, находившегося рядом с подорвавшимся грузовиком».

Украина официально не заявляла о своей причастности к этому взрыву. Советник главы офиса президента Михаил Подоляк, утром после взрыва философски писавший в «Твиттере» о «возвращении всего украденного» и «разрушении всего незаконного», позже возложил ответственность на российских силовиков, которые в своих усобицах «вышли из-под контроля».

Отметив то, что взорвавшийся фургон заехал на мост со стороны России, Подоляк в комментарии для СМИ написал, что в России идет противостояние между ЧВК и ФСБ с одной стороны, и генштабом и министерством обороны — с другой.

«Логистика подрыва, синхронизация с топливным эшелоном, объем уничтоженного дорожного полотна — все это четко указывает на русский след. Поэтому еще раз, пока в этом ярком инциденте мы видим обострение конфликта между военными и силовыми структурами России и его выход из-под контроля Кремля», — уверен Подоляк.

«Российская верхушка ищет виновных за поражение на фронте. ФСБ и владельцы ЧВК ведут кампанию за увольнение военного руководства — министра Шойгу и главы генштаба Герасимова», — добавил Подоляк.

Старший эксперт по взрывчатым веществам британской армии в отставке называет подрыв Керченского моста «шедевром тайной диверсии». «Отсутствие явных взрывных/осколочных повреждений на дорожном полотне говорит о том, что авиационное оружие не применялось», — отметил он в разговоре с корреспондентом Би-би-си Полом Адамсом.

Генерал австралийской армии в отставке Мик Райан написал в своем «Твиттере», что для подобного обрушения моста необходимо много взрывчатки — несколько человек не смогли бы принести столько на себе. Для этого также потребовался хорошо продуманный план взрыва, отмечает эксперт, поскольку железобетонные мосты — самые устойчивые из всех. «Несколько грузовиков или ракет/бомб смогли бы достичь этой цели, если их точно направить в нужные участки моста», — считает Райан.

Официальная российская версия произошедшего заявляет, что на мосту взорвался грузовик. Это привело к возгоранию семи топливных цистерн поезда и к частичному обрушению двух автомобильных пролетов, говорится в заявлении Национального антитеррористического комитета России.

Однако на мосту, по крайней мере официально, действует строгая система безопасности. Любой грузовик, въезжающий на Крымский мост, проверяется на наличие взрывчатки. На въездах размещены стационарные инспекционно-досмотровые радиотехнические комплексы СТ-6035, проверяющие машины на наличие взрывчатых веществ. Проверкой занимается ФГУП «Управление ведомственной охраны минтранса России», в марте 2021 года он рапортовал, что «досмотр автотранспорта и безопасность Крымского моста обеспечена в полном объеме.

Этот же ФГУП охранял аэродром в Таганроге, где стоял на ремонте Ил-80 — один из из самых секретных военных самолетов России, предназначенный для управления войсками в случае ядерного конфликта (эксперты прозвали его «самолетом Судного дня»). В декабре 2020 года выяснилось, что кто-то проник в самолет и похитил секретное оборудование на сумму более 2,5 млн рублей. Виновными в краже были признаны и осуждены безработный житель Таганрога и его сообщник.

«Версия грузовика логична тем, что решает проблему доставки большого количества взрывчатого вещества», — говорит в комментарии Русской службе Би-би-си израильский военный эксперт Давид Гендельман.

Как подсчитала Би-би-си, в 2022 году федеральные структуры заключили госконтракты на обеспечение безопасности моста на сумму более 2 млрд рублей.

ФГУП «Управление ведомственной охраны минтранса России» до конца июля 2022 года получал по госконтрактам на охрану моста около 53 млн рублей в месяц, в августе контракт подорожал до 66,85 млн рублей. В целом охрана автомобильной части моста в 2022 году должна стоить бюджету около 700 млн рублей.

Тот же ФГУП в апреле 2022 года получил госконтракт на 617,9 млн рублей на дооснащение моста «техническими средствами обеспечения транспортной безопасности». Почти треть этой суммы (197 млн рублей) подрядчик уже получил, но пока разработал лишь рабочую документацию для этого проекта всего на 17 млн рублей.

За охрану железнодорожной составляющей моста отвечает Южный филиал ФГУП «Ведомственная охрана железнодорожного транспорта РФ» — госконтракт на эти услуги в 2022 году стоит 937 млн рублей. А 27 февраля — после вторжения в Украину — ФГУП получил дополнительно 70 млн рублей на содержание систем безопасности железнодорожной составляющей моста.

Поделиться