На пограничном переходе «Кордай» нет столпотворения из автомобилей. По двум причинам: основная масса россиян, выезжавших из Казахстана, уже пересекла границу, и закупочная цена на бензин в точках скупки на территории Кыргызстана упала с 50 до 47 сомов. Об этом пишет казахстанское издание «Караван».
— Грустно стало. Кыргызы снизили цену на закупку бензина, — рассказал «Каравану» один из водителей такси в Кордае. – В августе они брали бензин по 50 сомов. Тогда за рейс можно было выручить больше 10 тысяч тенге. Сейчас цена — 47 сомов за литр. За рейс получаешь только 7 тысяч. Ездить стало не выгодно. На такси за тоже время можно больше выручить.
Минувшим летом на пограничных переходах на границе начался бум нелегальной перевозки бензина из Казахстана в Кыргызстан.
Местные жители пользовались общим правилом перехода госграницы, согласно которым разрешается перевозить ГСМ в баке плюс одна канистра емкостью 20 литров. В результате в приграничных районах наибольшим спросом стали пользоваться автомобили с наибольшим объемов бензобака. Они заправлялись в Казахстане и вывозили ГСМ в Кыргызстан, где организованы пункты слива топлива из баков автомобилей. За световой день ГСМ-щик может сделать два рейса и заработать до 20 тысяч тенге, пишет Караван.
На этом промысле были заняты тысячи людей, граждан обеих стран. Это, в том числе, спровоцировало дефицит топлива в южных областях Казахстана и ограничения на покупку ГСМ на АЗС.
Закупочные цены на бензин откупщики в Кыргызстан снизили после 20 сентября. Это указывало на связь цен и конфликтом на границе Кыргызстана и Таджикистана, который произошел 14-19 сентября, отмечает «Караван». По его информации, многие откупщики отправляют бензин по всем регионам страны, в том числе на юг, в Баткенскую и Ошскую области. Куда он уходит оттуда – уже никто не знает.
Но если в Кыргызстане Аи92 стоит 61 сом (360 тенге), то Таджикистане бензин стоит уже 9,9 сомони (460 тенге). На сегодня это самая высокаz цена на бензин в странах СНГ.
Маленькая война заперла границы между двумя странами. Это уже говорит о том, что значительная часть казахстанского бензина поступала из Кыргызстана в Таджикистан. А после начала войны откупщики потеряли покупателей, что вынудило их снизить цену.
Если это так, то, когда движение транспорта между Кыргызстаном и Таджикистаном восстановится, появится спрос на бензин, откупщики поднимут цены и в РК снова возникнет дефицит топлива, отмечает «Караван».