Минэкономики Кыргызстана в законопроекте о легализации активов предлагает прекратить публиковать декларации госслужащих. Об этом сегодня, 18 октября, стало известно на парламентских слушаниях, пишет Тазабек.
Слушания проходят по законопроектам «О добровольной легализации и амнистии активов физических лиц» и «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Кыргызской Республики в сфере добровольного декларирования и амнистии активов физических лиц».
Заместитель бизнес-омбудсмена Нурлан Мусуралиев сообщил, что законопроектом (вторым — прим.) предлагается исключить некоторые из пунктов из списка обязанностей налоговой службы.
Он сообщил, что предлагается исключить из статьи 60 Налогового кодекса (пункт 23 — прим.), обязанность органов налоговой службы и их должностных лиц публиковать на официальном сайте уполномоченного налогового органа сводные сведения о доходах, расходах и имуществе лиц, замещающих политические, специальные, высшие административные государственные должности, политические и высшие административные муниципальные должности, а также их близких родственников, за исключением лиц, замещающих административные государственные должности, деятельность которых связана с обеспечением национальной безопасности.
«При этом в справке обосновании не указаны пояснения причин, по которым предлагается данное изменение. Учитывая, что указанные категории лиц, осуществляют свою деятельность в интересах государства и общества, сведения об их доходах, расходах и имуществе должны быть открытыми и доступными», — сказал замглавы бизнес-омбудсмена.
Сравнительная таблица
к проекту Закона Кыргызской Республики
«О внесении изменений в некоторые законодательные акты Кыргызской Республики в сфере добровольного декларирования и амнистии активов физических лиц»
Действующая редакция | Предлагаемая редакция |
Уголовно — процессуальный кодекс Кыргызской Республики |
|
Статья 27. Обстоятельства, исключающие уголовное судопроизводство
1. Уголовное дело не может быть возбуждено, а возбужденное дело подлежит прекращению: 1) за отсутствием события преступления; 2) за отсутствием в деянии состава преступления; 3) за правомерностью деяния, причинившего вред, в силу уголовного закона: необходимая оборона; крайняя необходимость; физическое или психическое принуждение; задержание лица, совершившего преступление; исполнение закона, приказа (распоряжения), обязанностей по должности; обоснованный риск; выполнение специального задания; 4) за отсутствием заявления потерпевшего в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом; 5) в отношении лица, о котором имеются вступивший в законную силу приговор суда по тому же обвинению либо иное неотмененное судебное решение, установившее невозможность уголовного преследования; 6) в отношении лица, о котором имеется неотмененное постановление следователя, прокурора об отказе в возбуждении уголовного дела или прекращении дела по тому же деянию; 7) в отношении умершего к моменту осуществления уголовного судопроизводства, за исключением случаев, когда производство по делу необходимо для реабилитации умершего или расследования дела в отношении других лиц; 8) в отношении лица, добровольно отказавшегося от доведения преступления до конца; 9) в отношении лица, подлежащего освобождению от уголовной ответственности в силу положений Особенной части Уголовного кодекса; 10) в связи с декриминализацией деяния; 11) вследствие акта амнистии, если он устраняет применение наказания за совершенное деяние; 12) за истечением срока давности уголовного преследования; 13) при отказе потерпевшего от поддержания частно-публичного обвинения и (или) при достижении согласия обвиняемого с потерпевшим в соответствии с главой 58 настоящего Кодекса и в порядке, предусмотренном статьей 57 Уголовного кодекса; 14) при отказе прокурора во время судебного разбирательства от поддержания обвинения. 2. Уголовное дело может быть прекращено в отношении обвиняемого ребенка в связи с его выведением из системы правосудия в случаях, предусмотренных статьей 467 настоящего Кодекса. 3. Если обстоятельства, указанные в пунктах 1 и 2 части 1 настоящей статьи, обнаруживаются в стадии судебного разбирательства, суд доводит разбирательство дела до конца и постановляет оправдательный приговор. 4. Прекращение дела по основаниям, указанным в пунктах 10–12 и 14 части 1 настоящей статьи, не допускается, если обвиняемый возражает против этого. В этом случае производство по делу продолжается и завершается при наличии к тому оснований постановлением оправдательного приговора или обвинительного приговора с освобождением осужденного от отбывания наказания. 5. Прекращение дела по основанию, указанному в пункте 13 части 1 настоящей статьи, не допускается, если обвиняемый возражает против этого. В этом случае производство по делу продолжается и завершается при наличии к тому оснований постановлением оправдательного приговора или обвинительного приговора. Прекращение дела по основанию, указанному в пункте 13 части 1 настоящей статьи, не допускается: по уголовным делам, возбужденным в соответствии с частью 2 статьи 155 настоящего Кодекса; если лицо совершило преступление в составе организованной группы или преступной организации; по уголовным делам, возбужденным в соответствии с частью 4 статьи 312 Уголовного кодекса. 6. Обстоятельства, указанные в пунктах 1–6, 8 и 10 части 1 настоящей статьи, относятся к реабилитирующим. |
Статья 27. Обстоятельства, исключающие уголовное судопроизводство
1. Уголовное дело не может быть возбуждено, а возбужденное дело подлежит прекращению: 1) за отсутствием события преступления; 2) за отсутствием в деянии состава преступления; 3) за правомерностью деяния, причинившего вред, в силу уголовного закона: необходимая оборона; крайняя необходимость; физическое или психическое принуждение; задержание лица, совершившего преступление; исполнение закона, приказа (распоряжения), обязанностей по должности; обоснованный риск; выполнение специального задания; 4) за отсутствием заявления потерпевшего в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом; 5) в отношении лица, о котором имеются вступивший в законную силу приговор суда по тому же обвинению либо иное неотмененное судебное решение, установившее невозможность уголовного преследования; 6) в отношении лица, о котором имеется неотмененное постановление следователя, прокурора об отказе в возбуждении уголовного дела или прекращении дела по тому же деянию; 7) в отношении умершего к моменту осуществления уголовного судопроизводства, за исключением случаев, когда производство по делу необходимо для реабилитации умершего или расследования дела в отношении других лиц; 8) в отношении лица, добровольно отказавшегося от доведения преступления до конца; 9) в отношении лица, подлежащего освобождению от уголовной ответственности в силу положений Особенной части Уголовного кодекса; 91) в отношении лица, подозреваемого либо обвиняемого в совершении деяний, касающихся законности приобретения, использования либо распоряжения активами, указанными в специальной декларации, в соответствия с Законом Кыргызской Республики «О добровольной легализации и амнистии активов физических лиц», за исключением лиц находящихся в уголовном розыске по факту терроризма и экстремизма, финансирования террористической и экстремистской деятельности, за извлечение доходов вследствие осуществления торговли людьми, незаконного оборота наркотических средств, торговли оружием.; 10) в связи с декриминализацией деяния; 11) вследствие акта амнистии, если он устраняет применение наказания за совершенное деяние; 12) за истечением срока давности уголовного преследования; 13) при отказе потерпевшего от поддержания частно-публичного обвинения и (или) при достижении согласия обвиняемого с потерпевшим в соответствии с главой 58 настоящего Кодекса и в порядке, предусмотренном статьей 57 Уголовного кодекса; 14) при отказе прокурора во время судебного разбирательства от поддержания обвинения. 2. Уголовное дело может быть прекращено в отношении обвиняемого ребенка в связи с его выведением из системы правосудия в случаях, предусмотренных статьей 467 настоящего Кодекса. 3. Если обстоятельства, указанные в пунктах 1 и 2 части 1 настоящей статьи, обнаруживаются в стадии судебного разбирательства, суд доводит разбирательство дела до конца и постановляет оправдательный приговор. 4. Прекращение дела по основаниям, указанным в пунктах 10–12 и 14 части 1 настоящей статьи, не допускается, если обвиняемый возражает против этого. В этом случае производство по делу продолжается и завершается при наличии к тому оснований постановлением оправдательного приговора или обвинительного приговора с освобождением осужденного от отбывания наказания. 5. Прекращение дела по основанию, указанному в пункте 13 части 1 настоящей статьи, не допускается, если обвиняемый возражает против этого. В этом случае производство по делу продолжается и завершается при наличии к тому оснований постановлением оправдательного приговора или обвинительного приговора. Прекращение дела по основанию, указанному в пункте 13 части 1 настоящей статьи, не допускается: по уголовным делам, возбужденным в соответствии с частью 2 статьи 155 настоящего Кодекса; если лицо совершило преступление в составе организованной группы или преступной организации; по уголовным делам, возбужденным в соответствии с частью 4 статьи 312 Уголовного кодекса. 6. Обстоятельства, указанные в пунктах 1–6, 8 и 10 части 1 настоящей статьи, относятся к реабилитирующим. |
Статья 80. Доказательства
1. Доказательствами по делу являются полученные в установленном законом порядке сведения, на основе которых следователь, прокурор, суд определяют наличие или отсутствие обстоятельств, имеющих значение для дела. 2. Источниками доказательств являются: 1) показания подозреваемого, обвиняемого, потерпевшего, свидетеля; 2) заключения и показания эксперта; 3) показания специалиста; 4) вещественные доказательства; 5) протоколы специальных следственных, следственных и судебных действий; 6) иные документы. 3. Сведения, полученные с нарушением требований настоящего Кодекса, являются недопустимыми доказательствами, не имеют юридической силы и не могут быть положены в основу решения по делу, а также использоваться для доказывания любого из обстоятельств, указанных в статье 81 настоящего Кодекса. 4. К недопустимым доказательствам относятся: 1) показания подозреваемого, обвиняемого о совершении уголовно-наказуемого деяния, данные в ходе досудебного производства, в отсутствие адвоката, за исключением случаев отказа от адвоката (в его присутствии в письменном виде), но при этом его показания должны быть подтверждены в суде; 2) показания свидетеля, подозреваемого, обвиняемого, полученные в ходе досудебного производства с применением пыток, насилия, угроз, обмана, а равно иных незаконных действий и жестокого обращения; 3) показания потерпевшего, свидетеля, основанные на догадке, предположении, слухе, а также показания свидетеля, который не может указать источник своей осведомленности; 4) показания лица, которое в установленном в настоящем Кодексе порядке было признано неспособным на момент допроса правильно воспринимать или воспроизводить обстоятельства, имеющие значение для уголовного дела; 5) показания подозреваемого, потерпевшего и свидетеля, заключение эксперта, специалиста, вещественные доказательства, протоколы следственных и специальных следственных действий и иные документы, если они не включены в опись материалов уголовного дела; 6) сведения, полученные при проведении любого процессуального действия лицом, не имеющим права осуществлять производство по данному уголовному делу, а также при участии в нем лица, подлежащего отводу; 7) сведения, полученные с применением методов, противоречащих научным знаниям; 8) иные доказательства, полученные стороной обвинения с нарушением требований настоящего Кодекса. 5. Следователь, прокурор, суд, решая вопрос о недопустимости доказательств, обязаны в каждом случае выяснить, в чем конкретно выразилось допущенное нарушение, и принять мотивированное решение. |
Статья 80. Доказательства
1. Доказательствами по делу являются полученные в установленном законом порядке сведения, на основе которых следователь, прокурор, суд определяют наличие или отсутствие обстоятельств, имеющих значение для дела. 2. Источниками доказательств являются: 1) показания подозреваемого, обвиняемого, потерпевшего, свидетеля; 2) заключения и показания эксперта; 3) показания специалиста; 4) вещественные доказательства; 5) протоколы специальных следственных, следственных и судебных действий; 6) иные документы. 3. Сведения, полученные с нарушением требований настоящего Кодекса, являются недопустимыми доказательствами, не имеют юридической силы и не могут быть положены в основу решения по делу, а также использоваться для доказывания любого из обстоятельств, указанных в статье 81 настоящего Кодекса. 4. К недопустимым доказательствам относятся: 1) показания подозреваемого, обвиняемого о совершении уголовно-наказуемого деяния, данные в ходе досудебного производства, в отсутствие адвоката, за исключением случаев отказа от адвоката (в его присутствии в письменном виде), но при этом его показания должны быть подтверждены в суде; 2) показания свидетеля, подозреваемого, обвиняемого, полученные в ходе досудебного производства с применением пыток, насилия, угроз, обмана, а равно иных незаконных действий и жестокого обращения; 3) показания потерпевшего, свидетеля, основанные на догадке, предположении, слухе, а также показания свидетеля, который не может указать источник своей осведомленности; 4) показания лица, которое в установленном в настоящем Кодексе порядке было признано неспособным на момент допроса правильно воспринимать или воспроизводить обстоятельства, имеющие значение для уголовного дела; 5) показания подозреваемого, потерпевшего и свидетеля, заключение эксперта, специалиста, вещественные доказательства, протоколы следственных и специальных следственных действий и иные документы, если они не включены в опись материалов уголовного дела; 6) сведения, полученные при проведении любого процессуального действия лицом, не имеющим права осуществлять производство по данному уголовному делу, а также при участии в нем лица, подлежащего отводу; 7) сведения, полученные с применением методов, противоречащих научным знаниям; 71) факт добровольного декларирования активов, а также сведения, содержащиеся в специальной декларации; 8) иные доказательства, полученные стороной обвинения с нарушением требований настоящего Кодекса. 5. Следователь, прокурор, суд, решая вопрос о недопустимости доказательств, обязаны в каждом случае выяснить, в чем конкретно выразилось допущенное нарушение, и принять мотивированное решение. |
Уголовный кодекс Кыргызской Республики |
|
Статья 2281. Разглашение сведений, содержащихся в специальной декларации
1. Разглашение либо использование сведений, содержащихся в специальной декларации, без согласия декларанта, – наказываются штрафом от 1000 до 2000 расчетных показателей или лишением свободы на срок до двух лет. 2. То же деяние совершенное должностным лицом с использованием своего служебного положения, – наказываются лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности либо заниматься определенной деятельностью на срок до двух лет или без такового. |
|
Налоговый кодекс Кыргызской Республики | |
Статья 60. Обязанности органов налоговой службы и их должностных лиц
1. Органы налоговой службы и их должностные лица обязаны: 1) соблюдать права и законные интересы налогоплательщика; 2) не использовать и не разглашать информацию, полученную в процессе изучения декларации, поданной в соответствии с законодательством Кыргызской Республики в сфере добровольного декларирования имущества и доходов физическими лицами, против субъекта декларирования; 3) соблюдать налоговое законодательство Кыргызской Республики и требовать от налогоплательщиков его исполнения; 4) доводить до сведения налогоплательщика через официальный сайт уполномоченного налогового органа формы установленной налоговой отчетности, порядок их заполнения, способ и сроки их представления в орган налоговой службы; 5) в случаях, предусмотренных налоговым законодательством Кыргызской Республики, предоставить ответ на письменный запрос налогоплательщика; 6) осуществлять налоговый контроль исполнения налогового законодательства Кыргызской Республики; 7) вести учет налогоплательщиков, объектов налогообложения, начисленных и уплаченных налогов; 8) если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, предоставлять за счет бюджетных средств бланки установленных форм налоговой отчетности, в случае их выдачи органами налоговой службы; 9) разъяснять порядок заполнения форм установленной налоговой отчетности; 10) проводить налоговую проверку строго по предписаниям; 11) регистрировать налоговые проверки и другие формы налогового контроля в книге инспекторских проверок; 12) при проведении выездной внеплановой, встречной проверки или перепроверки ознакомить налогоплательщика с подтверждающими документами, свидетельствующими о фактах неправильного исчисления налога, которые послужили основанием для назначения контроля; 13) соблюдать служебную, коммерческую, налоговую, банковскую и иную тайну, охраняемую законодательством Кыргызской Республики; 14) вручать налогоплательщику решение об исполнении налогового обязательства в сроки и случаях, предусмотренных настоящим Кодексом; 15) по запросу налогоплательщика не позднее 2 рабочих дней со дня, следующего за днем его получения, представлять: а) документ о состоянии лицевого счета налогоплательщика; б) решение и другие документы органа налоговой службы, принятые в отношении налогоплательщика и/или его налогового обязательства, в случаях, установленных настоящим Кодексом; в) копии подтверждающих документов, свидетельствующих о фактах неправильного исчисления налога, которые послужили основанием для назначения выездной внеплановой, встречной проверки или перепроверки; г) копии документов органов налоговой службы, предоставленные через кабинет налогоплательщика, заверенные подписью и печатью соответствующего органа налоговой службы; 16) обеспечивать в течение 6 лет сохранность документов, подтверждающих факт исполнения налогового обязательства; 17) применять способы обеспечения исполнения налогового обязательства в порядке, установленном настоящим Кодексом; 18) налагать на налогоплательщика налоговые санкции согласно требованиям, установленным настоящим Кодексом, а также применять санкции в соответствии с законодательством о правонарушениях; 19) рассматривать жалобы налогоплательщиков в порядке, установленном настоящим Кодексом; 20) вести учет физических лиц, указанных в части 1 статьи 107 настоящего Кодекса, и представленных ими деклараций; 21) изучать и анализировать сведения, указанные в декларации, на предмет достоверности и полноты отражения сведений о доходах, расходах, имуществе и обязательствах физического лица, указанного в части 1 статьи 107 настоящего Кодекса; 22) представлять ежегодно, до 1 октября информацию об итогах представления деклараций физическими лицами, указанными в части 1 статьи 107 настоящего Кодекса, Президенту, Жогорку Кенешу и Кабинету Министров; 23) публиковать на официальном сайте уполномоченного налогового органа сводные сведения о доходах, расходах и имуществе лиц, замещающих политические, специальные, высшие административные государственные должности, политические и высшие административные муниципальные должности, а также их близких родственников, за исключением лиц, замещающих административные государственные должности, деятельность которых связана с обеспечением национальной безопасности; 24) обеспечивать свободный доступ к информации о налогоплательщиках НДС путем ее размещения на официальном сайте уполномоченного налогового органа, которая включает: а) полное наименование налогоплательщика НДС, ИНН; б) реквизиты счета-фактуры, признанного недействительным; 25) создавать благоприятные условия для налогоплательщиков за счет упрощения и улучшения процедур взаимодействия с налогоплательщиками, в том числе путем перехода на дистанционный формат; 26) направлять налогоплательщику копию акта суда об ограничении выезда за пределы Кыргызской Республики одновременно с направлением данного акта уполномоченному государственному органу в сфере охраны государственной границы. 2. Органы налоговой службы обязаны публиковать на открытом информационном веб-сайте уполномоченного налогового органа отчет о работе органов налоговой службы до первого августа года, следующего за отчетным календарным годом. Данный отчет должен содержать следующую информацию за отчетный календарный год: 1) наименование и суммы налогов, собранных органами налоговой службы; 2) суммы налоговой задолженности; 3) расходы, понесенные налоговыми органами в процессе сбора налогов; 4) статистические данные по предоставленным налоговым льготам, отсрочкам, рассрочкам по уплате налоговой задолженности; 5) описание достижений и недостатков в работе органов налоговой службы; 6) список фамилий и имен физических лиц, наименований организаций, которые имеют признанную налоговую задолженность в размере, превышающем 5000 расчетных показателей, с указанием размера налоговой задолженности. 3. Органы налоговой службы обязаны составлять и поддерживать в актуальном состоянии Перечень налогоплательщиков, имеющих признаки недобросовестности. Порядок включения налогоплательщиков в указанный Перечень и налогового администрирования таких налогоплательщиков устанавливается Кабинетом Министров. 4. Если размер налоговой задолженности, признанной налогоплательщиком, образованной по результатам выездной проверки, превышает порог, с которого наступает уголовная ответственность, органы налоговой службы начинают досудебное производство в порядке, определяемом уголовно-процессуальным законодательством Кыргызской Республики. 5. Органы налоговой службы и их должностные лица выполняют также иные обязанности, предусмотренные налоговым законодательством Кыргызской Республики. В части правоохранительной деятельности органы налоговой службы и их должностные лица выполняют обязанности, предусмотренные Уголовно-процессуальным кодексом Кыргызской Республики и законодательством Кыргызской Республики о прохождении службы в правоохранительных органах.
|
Статья 60. Обязанности органов налоговой службы и их должностных лиц
1. Органы налоговой службы и их должностные лица обязаны: 1) соблюдать права и законные интересы налогоплательщика; 2) не использовать и не разглашать информацию, полученную в процессе изучения декларации, поданной в соответствии с законодательством Кыргызской Республики в сфере добровольного декларирования и амнистии активов физических лиц, против субъекта декларирования; 3) соблюдать налоговое законодательство Кыргызской Республики и требовать от налогоплательщиков его исполнения; 4) доводить до сведения налогоплательщика через официальный сайт уполномоченного налогового органа формы установленной налоговой отчетности, порядок их заполнения, способ и сроки их представления в орган налоговой службы; 5) в случаях, предусмотренных налоговым законодательством Кыргызской Республики, предоставить ответ на письменный запрос налогоплательщика; 6) осуществлять налоговый контроль исполнения налогового законодательства Кыргызской Республики; 7) вести учет налогоплательщиков, объектов налогообложения, начисленных и уплаченных налогов; 8) если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, предоставлять за счет бюджетных средств бланки установленных форм налоговой отчетности, в случае их выдачи органами налоговой службы; 9) разъяснять порядок заполнения форм установленной налоговой отчетности; 10) проводить налоговую проверку строго по предписаниям; 11) регистрировать налоговые проверки и другие формы налогового контроля в книге инспекторских проверок; 12) при проведении выездной внеплановой, встречной проверки или перепроверки ознакомить налогоплательщика с подтверждающими документами, свидетельствующими о фактах неправильного исчисления налога, которые послужили основанием для назначения контроля; 13) соблюдать служебную, коммерческую, налоговую, банковскую и иную тайну, охраняемую законодательством Кыргызской Республики; 14) вручать налогоплательщику решение об исполнении налогового обязательства в сроки и случаях, предусмотренных настоящим Кодексом; 15) по запросу налогоплательщика не позднее 2 рабочих дней со дня, следующего за днем его получения, представлять: а) документ о состоянии лицевого счета налогоплательщика; б) решение и другие документы органа налоговой службы, принятые в отношении налогоплательщика и/или его налогового обязательства, в случаях, установленных настоящим Кодексом; в) копии подтверждающих документов, свидетельствующих о фактах неправильного исчисления налога, которые послужили основанием для назначения выездной внеплановой, встречной проверки или перепроверки; г) копии документов органов налоговой службы, предоставленные через кабинет налогоплательщика, заверенные подписью и печатью соответствующего органа налоговой службы; 16) обеспечивать в течение 6 лет сохранность документов, подтверждающих факт исполнения налогового обязательства; 17) применять способы обеспечения исполнения налогового обязательства в порядке, установленном настоящим Кодексом; 18) налагать на налогоплательщика налоговые санкции согласно требованиям, установленным настоящим Кодексом, а также применять санкции в соответствии с законодательством о правонарушениях; 19) рассматривать жалобы налогоплательщиков в порядке, установленном настоящим Кодексом; 20) вести учет физических лиц, указанных в части 1 статьи 107 настоящего Кодекса, и представленных ими деклараций; 21) изучать и анализировать сведения, указанные в декларации, на предмет достоверности и полноты отражения сведений о доходах, расходах, имуществе и обязательствах физического лица, указанного в части 1 статьи 107 настоящего Кодекса; 22) представлять ежегодно, до 1 октября информацию об итогах представления деклараций физическими лицами, указанными в части 1 статьи 107 настоящего Кодекса, Президенту, Жогорку Кенешу и Кабинету Министров; 23) публиковать на официальном сайте уполномоченного налогового органа сводные сведения о доходах, расходах и имуществе лиц, замещающих политические, специальные, высшие административные государственные должности, политические и высшие административные муниципальные должности, а также их близких родственников, за исключением лиц, замещающих административные государственные должности, деятельность которых связана с обеспечением национальной безопасности; 24) обеспечивать свободный доступ к информации о налогоплательщиках НДС путем ее размещения на официальном сайте уполномоченного налогового органа, которая включает: а) полное наименование налогоплательщика НДС, ИНН; б) реквизиты счета-фактуры, признанного недействительным; 25) создавать благоприятные условия для налогоплательщиков за счет упрощения и улучшения процедур взаимодействия с налогоплательщиками, в том числе путем перехода на дистанционный формат; 26) направлять налогоплательщику копию акта суда об ограничении выезда за пределы Кыргызской Республики одновременно с направлением данного акта уполномоченному государственному органу в сфере охраны государственной границы. 2. Органы налоговой службы обязаны публиковать на открытом информационном веб-сайте уполномоченного налогового органа отчет о работе органов налоговой службы до первого августа года, следующего за отчетным календарным годом. Данный отчет должен содержать следующую информацию за отчетный календарный год: 1) наименование и суммы налогов, собранных органами налоговой службы; 2) суммы налоговой задолженности; 3) расходы, понесенные налоговыми органами в процессе сбора налогов; 4) статистические данные по предоставленным налоговым льготам, отсрочкам, рассрочкам по уплате налоговой задолженности; 5) описание достижений и недостатков в работе органов налоговой службы; 6) список фамилий и имен физических лиц, наименований организаций, которые имеют признанную налоговую задолженность в размере, превышающем 5000 расчетных показателей, с указанием размера налоговой задолженности. 3. Органы налоговой службы обязаны составлять и поддерживать в актуальном состоянии Перечень налогоплательщиков, имеющих признаки недобросовестности. Порядок включения налогоплательщиков в указанный Перечень и налогового администрирования таких налогоплательщиков устанавливается Кабинетом Министров. 4. Если размер налоговой задолженности, признанной налогоплательщиком, образованной по результатам выездной проверки, превышает порог, с которого наступает уголовная ответственность, органы налоговой службы начинают досудебное производство в порядке, определяемом уголовно-процессуальным законодательством Кыргызской Республики. 5. Органы налоговой службы и их должностные лица выполняют также иные обязанности, предусмотренные налоговым законодательством Кыргызской Республики. В части правоохранительной деятельности органы налоговой службы и их должностные лица выполняют обязанности, предусмотренные Уголовно-процессуальным кодексом Кыргызской Республики и законодательством Кыргызской Республики о прохождении службы в правоохранительных органах. |
Статья 79. Прекращение налогового обязательства
Налоговое обязательство прекращается, а налоговая задолженность считается погашенной в следующих случаях: 1) надлежащее исполнение налогового обязательства и уплата недоимки, процентов, пеней и налоговых санкций;
2) истечение срока исковой давности по налоговому обязательству, установленному настоящим Кодексом; 3) смерть физического лица в случае отсутствия правопреемника или наследника; 4) признание физического лица безвестно отсутствующим или недееспособным в случае отсутствия или недостаточности его имущества; 5) списание задолженности субъектов принятием отдельного закона; 6) завершение процедуры декларирования в соответствии с законодательством Кыргызской Республики в сфере добровольного декларирования имущества и доходов физическими лицами. |
Статья 79. Прекращение налогового обязательства
Налоговое обязательство прекращается, а налоговая задолженность считается погашенной в следующих случаях: 1) надлежащее исполнение налогового обязательства и уплата недоимки, процентов, пеней и налоговых санкций;
2) истечение срока исковой давности по налоговому обязательству, установленному настоящим Кодексом; 3) смерть физического лица в случае отсутствия правопреемника или наследника; 4) признание физического лица безвестно отсутствующим или недееспособным в случае отсутствия или недостаточности его имущества; 5) списание задолженности субъектов принятием отдельного закона; 6) завершение процедуры декларирования в соответствии с законодательством Кыргызской Республики в сфере добровольного декларирования и амнистии активов физических лиц. |
Статья 105. Срок хранения налоговой отчетности
1. Налогоплательщик или налоговый представитель, а также соответствующий налоговый орган обязаны хранить налоговую отчетность в течение срока исковой давности по налоговому обязательству, установленного настоящим Кодексом.
2. При реорганизации налогоплательщика обязательство по хранению налоговой отчетности за период деятельности реорганизованного лица возлагается на его правопреемника. 3. При ликвидации организации налоговая отчетность может быть уничтожена налогоплательщиком, за исключением документов, подлежащих сдаче в государственный архив. |
Статья 105. Срок хранения налоговой отчетности
1. «Если иное не установлено настоящим Кодексом, налогоплательщик или налоговый представитель, а также соответствующий налоговый орган обязаны хранить налоговую отчетность в течение срока исковой давности по налоговому обязательству, установленного настоящим Кодексом». 2. При реорганизации налогоплательщика обязательство по хранению налоговой отчетности за период деятельности реорганизованного лица возлагается на его правопреемника. 3. При ликвидации организации налоговая отчетность может быть уничтожена налогоплательщиком, за исключением документов, подлежащих сдаче в государственный архив. |
Статья 106. Единая налоговая декларация
1. Единая налоговая декларация является налоговой отчетностью, цель которой — предоставление информации об экономической деятельности субъекта, сведений о доходах, расходах и имуществе, необходимых для исчисления налогового обязательства, об исчисленной и/или уплаченной сумме налогов и применяемых налоговых льготах. 2. Единую налоговую декларацию обязаны составлять и представлять: 1) отечественная организация; 2) иностранная организация, осуществляющая деятельность на территории Кыргызской Республики, с образованием постоянного учреждения; 3) физическое лицо, являющееся гражданином Кыргызской Республики; 4) физическое лицо, не являющееся гражданином Кыргызской Республики, но имеющее вид на жительство в Кыргызской Республике или статус кайрылмана; 5) физическое лицо, не являющееся гражданином Кыргызской Республики, но имеющее объекты имущества на территории Кыргызской Республики. Для целей настоящего пункта под объектом имущества понимается имущество, являющееся объектом налогообложения в соответствии с разделом XIII настоящего Кодекса. 3. Требования части 2 настоящей статьи по представлению единой налоговой декларации распространяются: 1) за период, предшествующий периоду, в котором введен в действие настоящий Кодекс, на следующие категории лиц: а) организация; б) индивидуальный предприниматель; в) крестьянское или фермерское хозяйство; г) физическое лицо, имеющее в собственности имущество, у которого возникает налоговое обязательство в соответствии с настоящим Кодексом, за исключением приусадебных и садово-огородных участков; д) физическое лицо, указанное в части 1 статьи 107 настоящего Кодекса; 2) за период, начиная с 2022 года: а) на физическое лицо, занятое в учреждении, предприятии или организации, находящихся в ведении государственного органа или органа местного самоуправления, осуществляющих научно-исследовательскую, творческую, преподавательскую, лечебно-оздоровительную и иную деятельность по обслуживанию населения, не связанную с исполнительно-распорядительными функциями; б) на физическое лицо, занятое в государственном органе, государственном или муниципальном предприятии, или учреждении, а также в организации с государственной долей участия, не являющееся государственным гражданским или муниципальным служащим; в) на физическое лицо, являющееся гражданином, имеющее вид на жительство или статус кайрылмана в Кыргызской Республике, получившее доход от деятельности в международных организациях; г) на физическое лицо, понесшее в течение календарного года разовый расход на сумму свыше 3000-кратного размера расчетного показателя на приобретение права собственности или иного права на имущество; 3) за период, начиная с 2023 года, — на физическое лицо, получившее налогооблагаемый доход; 4) за период, начиная с 2025 года, — на все категории физических лиц, указанных в части 2 настоящей статьи. 4. Субъекты вправе представлять единую налоговую декларацию до наступления сроков, предусмотренных в части 3 настоящей статьи, на добровольной основе. 5. В единой налоговой декларации указывается: 1) информация об объектах налогообложения; 2) имущественное и финансовое положение субъекта, его филиалов, представительств и иных обособленных подразделений. 6. Информация о финансовом состоянии субъекта формируется в соответствии с настоящим Кодексом и законодательством Кыргызской Республики о бухгалтерском учете.
7. Единая налоговая декларация составляется за календарный год и представляется: 1) организацией — до 1 апреля года, следующего за отчетным годом; 2) физическим лицом, указанным в части 1 статьи 107 настоящего Кодекса, — до 1 апреля года, следующего за отчетным годом; 3) индивидуальным предпринимателем — до 1 мая года, следующего за отчетным годом; 4) физическим лицом, не указанным в пунктах 2 и 3 настоящей части, — до 1 мая года, следующего за отчетным годом. 8. Форма, порядок заполнения и представления единой налоговой декларации утверждаются уполномоченным налоговым органом, за исключением формы, порядка заполнения и представления единой налоговой декларации, представляемой физическим лицом, указанным в части 1 статьи 107 настоящего Кодекса. 9. Налоговый контроль единых налоговых деклараций граждан Кыргызской Республики — физических лиц и государственных служащих осуществляется с учетом положений законов Кыргызской Республики «О подготовке к представлению единой налоговой декларации гражданами Кыргызской Республики» и «О добровольном декларировании имущества и доходов физическими лицами».
|
Статья 106. Единая налоговая декларация
1. Единая налоговая декларация является налоговой отчетностью, цель которой — предоставление информации об экономической деятельности субъекта, сведений о доходах, расходах и имуществе, необходимых для исчисления налогового обязательства, об исчисленной и/или уплаченной сумме налогов и применяемых налоговых льготах. 2. Единую налоговую декларацию обязаны составлять и представлять: 1) отечественная организация; 2) иностранная организация, осуществляющая деятельность на территории Кыргызской Республики, с образованием постоянного учреждения; 3) физическое лицо, являющееся гражданином Кыргызской Республики; 4) физическое лицо, не являющееся гражданином Кыргызской Республики, но имеющее вид на жительство в Кыргызской Республике или статус кайрылмана; 5) физическое лицо, не являющееся гражданином Кыргызской Республики, но имеющее объекты имущества на территории Кыргызской Республики. Для целей настоящего пункта под объектом имущества понимается имущество, являющееся объектом налогообложения в соответствии с разделом XIII настоящего Кодекса. 3. Требования части 2 настоящей статьи по представлению единой налоговой декларации распространяются: 1) за период, предшествующий периоду, в котором введен в действие настоящий Кодекс, на следующие категории лиц: а) организация; б) индивидуальный предприниматель; в) крестьянское или фермерское хозяйство; г) физическое лицо, имеющее в собственности имущество, у которого возникает налоговое обязательство в соответствии с настоящим Кодексом, за исключением приусадебных и садово-огородных участков; д) физическое лицо, указанное в части 1 статьи 107 настоящего Кодекса; 2) за период, начиная с 2022 года: а) на физическое лицо, занятое в учреждении, предприятии или организации, находящихся в ведении государственного органа или органа местного самоуправления, осуществляющих научно-исследовательскую, творческую, преподавательскую, лечебно-оздоровительную и иную деятельность по обслуживанию населения, не связанную с исполнительно-распорядительными функциями; б) на физическое лицо, занятое в государственном органе, государственном или муниципальном предприятии, или учреждении, а также в организации с государственной долей участия, не являющееся государственным гражданским или муниципальным служащим; в) на физическое лицо, являющееся гражданином, имеющее вид на жительство или статус кайрылмана в Кыргызской Республике, получившее доход от деятельности в международных организациях; г) на физическое лицо, понесшее в течение календарного года разовый расход на сумму свыше 3000-кратного размера расчетного показателя на приобретение права собственности или иного права на имущество; 3) за период, начиная с 2023 года, — на физическое лицо, получившее налогооблагаемый доход; 4) за период, начиная с 2025 года, — на все категории физических лиц, указанных в части 2 настоящей статьи. 4. Субъекты вправе представлять единую налоговую декларацию до наступления сроков, предусмотренных в части 3 настоящей статьи, на добровольной основе. 5. В единой налоговой декларации указывается: 1) информация об объектах налогообложения; 2) имущественное и финансовое положение субъекта, его филиалов, представительств и иных обособленных подразделений. 6. Информация о финансовом состоянии субъекта формируется в соответствии с настоящим Кодексом и законодательством Кыргызской Республики о бухгалтерском учете.
7. Единая налоговая декларация составляется за календарный год и представляется: 1) организацией — до 1 апреля года, следующего за отчетным годом; 2) физическим лицом, указанным в части 1 статьи 107 настоящего Кодекса, — до 1 апреля года, следующего за отчетным годом; 3) индивидуальным предпринимателем — до 1 мая года, следующего за отчетным годом; 4) физическим лицом, не указанным в пунктах 2 и 3 настоящей части, — до 1 мая года, следующего за отчетным годом. 8. Форма, порядок заполнения и представления единой налоговой декларации утверждаются уполномоченным налоговым органом, за исключением формы, порядка заполнения и представления единой налоговой декларации, представляемой физическим лицом, указанным в части 1 статьи 107 настоящего Кодекса. 9. Налоговый контроль, хранение и уничтожение единых налоговых деклараций граждан Кыргызской Республики — физических лиц и государственных служащих осуществляется с учетом положений законов Кыргызской Республики «О подготовке к представлению единой налоговой декларации гражданами Кыргызской Республики», «О добровольном декларировании имущества и доходов физическими лицами», «О добровольной легализации и амнистии активов физических лиц», «О добровольной легализации и амнистии активов физических лиц». |
Статья 195. Социальный вычет
1. Налогоплательщик имеет право на получение социального вычета на образование налогоплательщика и его иждивенцев, возраст которых не превышает 24 лет. 2. Размер вычета на дошкольное, школьное образование, начальное, среднее и высшее профессиональное образование устанавливается равным сумме оплаты, произведенной налогоплательщиком в адрес организации образования Кыргызской Республики, имеющей лицензию уполномоченного государственного органа, или в адрес попечительских советов, и подтвержденной документами, но не более 10 процентов от размера налоговой базы налогоплательщика без учета вычетов на образование, а для налогоплательщиков, содержащих троих и более иждивенцев, — не более 25 процентов от размера налоговой базы налогоплательщика без учета вычетов на образование. 3. Право на социальный вычет, установленное частью 1 настоящей статьи, предоставляется при подаче единой налоговой декларации на основании письменного заявления налогоплательщика и документов, подтверждающих произведенные расходы. При этом право на вычет предоставляется только одному налогоплательщику. 4. Если сумма социального вычета превышает сумму ограничения, предусмотренного в части 2 настоящей статьи, данное превышение не подлежит вычету в следующих налоговых периодах. |
Статья 195. Социальный вычет
1. Налогоплательщик имеет право на получение социального вычета на образование налогоплательщика и его иждивенцев, возраст которых не превышает 24 лет. 2. Размер вычета на дошкольное, школьное образование, начальное, среднее и высшее профессиональное образование устанавливается равным сумме оплаты, произведенной налогоплательщиком в адрес организации образования Кыргызской Республики, имеющей лицензию уполномоченного государственного органа, или в адрес попечительских советов, и подтвержденной документами, но не более 10 процентов от размера налоговой базы налогоплательщика без учета вычетов на образование, а для налогоплательщиков, содержащих троих и более иждивенцев, — не более 25 процентов от размера налоговой базы налогоплательщика без учета вычетов на образование. 3. Право на социальный вычет, установленное частью 1 настоящей статьи, предоставляется при подаче единой налоговой декларации на основании письменного заявления налогоплательщика и документов, подтверждающих произведенные расходы. При этом право на вычет предоставляется только одному налогоплательщику. 4. Если сумма социального вычета превышает сумму ограничения, предусмотренного в части 2 настоящей статьи, данное превышение не подлежит вычету в следующих налоговых периодах. 5. Право на социальный вычет, установленное частью 1 настоящей статьи, распространяется на налогоплательщиков, заявивших на основании письменного заявления о своих правах в течении 45 календарных дней со дня вступления в силу Закона Кыргызской Республики «О добровольной легализации и амнистии активов физических лиц». Письменное заявление о своих правах на социальный вычет является основанием не уничтожения единой налоговой декларации налогоплательщика до принятия налоговым органом соответствующего решения. Налоговый орган выносит решение в течении 30 календарных дней со дня письменного заявления налогоплательщика о своих правах на социальный вычет. Единые налоговые декларации налогоплательщиков, указанные в настоящей части уничтожаются в течении 15 дней со дня принятия налоговым органом соответствующего решения. С момента вступления в силу Закона Кыргызской Республики «О добровольной легализации и амнистии активов физических лиц» принятие первичных и уточненных налоговых деклараций в целях получения социального вычета не допускается. Действие настоящей части применяется на правоотношения, возникшие до вступления в силу Закона Кыргызской Республики «О добровольной легализации и амнистии активов физических лиц». |
Статья 196. Имущественный вычет
1. В случае когда предметом договора является приобретение и/или строительство недвижимого имущества, относящегося к жилому фонду, налогоплательщик имеет право на получение имущественного вычета в пределах суммы, фактически направленной налогоплательщиком на погашение процентного расхода по кредитному договору и/или ипотечному кредиту с банком, и/или по жилищной ссуде, договору по исламскому финансированию, договору аренды с выкупом для участников государственной жилищной программы. 2. Сумма имущественного вычета, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, не может превышать 2300 расчетных показателей в год. 3. Имущественный вычет предоставляется налогоплательщику при подаче им единой налоговой декларации на основании письменного заявления налогоплательщика и документов, подтверждающих факт уплаты денежных средств налогоплательщиком в счет погашения процентного расхода по кредиту и/или ипотечному кредиту с банком, и/или по жилищной ссуде, или договору по исламскому финансированию, или договору аренды с выкупом для участников государственной жилищной программы. 4. Имущественный вычет, предусмотренный настоящей статьей, не применяется в случае, когда расходы на строительство или приобретение налогоплательщиком жилого дома, квартиры, комнаты или доли в них, в том числе по договору аренды с выкупом для участников государственной жилищной программы, оплачены на безвозмездной основе другим субъектом, не являющимся налогоплательщику близким родственником, а также если сделка по приобретению такого имущества совершается между физическими лицами, являющимися взаимозависимыми лицами. |
Статья 196. Имущественный вычет
1. В случае когда предметом договора является приобретение и/или строительство недвижимого имущества, относящегося к жилому фонду, налогоплательщик имеет право на получение имущественного вычета в пределах суммы, фактически направленной налогоплательщиком на погашение процентного расхода по кредитному договору и/или ипотечному кредиту с банком, и/или по жилищной ссуде, договору по исламскому финансированию, договору аренды с выкупом для участников государственной жилищной программы. 2. Сумма имущественного вычета, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, не может превышать 2300 расчетных показателей в год. 3. Имущественный вычет предоставляется налогоплательщику при подаче им единой налоговой декларации на основании письменного заявления налогоплательщика и документов, подтверждающих факт уплаты денежных средств налогоплательщиком в счет погашения процентного расхода по кредиту и/или ипотечному кредиту с банком, и/или по жилищной ссуде, или договору по исламскому финансированию, или договору аренды с выкупом для участников государственной жилищной программы. 4. Имущественный вычет, предусмотренный настоящей статьей, не применяется в случае, когда расходы на строительство или приобретение налогоплательщиком жилого дома, квартиры, комнаты или доли в них, в том числе по договору аренды с выкупом для участников государственной жилищной программы, оплачены на безвозмездной основе другим субъектом, не являющимся налогоплательщику близким родственником, а также если сделка по приобретению такого имущества совершается между физическими лицами, являющимися взаимозависимыми лицами. 5. Право имущественного вычета, распространяется на налогоплательщиков, заявивших на основании письменного заявления о своих правах в течении 45 календарных дней со дня вступления в силу Закона Кыргызской Республики «О добровольной легализации и амнистии активов физических лиц». Письменное заявление о своих правах на имущественный вычет является основанием не уничтожения единой налоговой декларации налогоплательщика до принятия налоговым органом соответствующего решения. Налоговый орган выносит решение в течении 30 календарных дней со дня письменного заявления налогоплательщика о своих правах на имущественный вычет. Единые налоговые декларации налогоплательщиков, указанные в настоящей части уничтожаются в течении 15 дней со дня принятия налоговым органом соответствующего решения. С момента вступления в силу Закона Кыргызской Республики «О добровольной легализации и амнистии активов физических лиц» принятие первичных и уточненных налоговых деклараций в целях получения имущественного вычета не допускается. Действие настоящей части применяется на правоотношения, возникшие до вступления в силу Закона Кыргызской Республики «О добровольной легализации и амнистии активов физических лиц». |
Закон Кыргызской Республики«О добровольном декларировании имущества и доходов физическими лицами» |
|
Статья 4. Срок и период добровольного декларирования
1. Сроком добровольного декларирования является период времени с 1 января 2021 года по 31 декабря 2022 года включительно, в течение которого декларант может обратиться к уполномоченному должностному лицу для добровольного декларирования в соответствии с требованиями настоящего Закона. |
Статья 4. Срок и период добровольного декларирования
1. Сроком добровольного декларирования является период времени с 1 января 2021 года по следующий день вступления в силу Закона Кыргызской Республики «О добровольной легализации и амнистии активов физических лиц включительно, в течение которого декларант может обратиться к уполномоченному должностному лицу для добровольного декларирования в соответствии с требованиями настоящего Закона. |