Иран категорически отверг обвинения в передаче России беспилотников для использования в конфликте в Украине. Об этом заявил в среду журналистам постоянный представитель Ирана при ООН Амид Саид Иравани после закрытого заседания Совета Безопасности по данному вопросу, сообщает ТАСС.
«Иран категорически отверг безосновательные и ничем не подкрепленные обвинения в том, что Иран передал беспилотники для использования в конфликте в Украине», — сказал он.
«Более того, Иран глубоко убежден, что ничто из его оружейного экспорта, в том числе поставки беспилотников любой стране, не подпадают под действия соответствующих положений резолюции Совета Безопасности ООН 2231 (по условиям иранской ядерной сделки — прим. ТАСС)», — добавил он.
Как сообщила 16 октября со ссылкой на источники газета The Washington Post, США и их союзники полагают, что Иран готовится поставить России первую партию баллистических ракет малой дальности Fateh-110 и Zolfaghar, которые способны поражать цели на расстоянии 300 км и 700 км соответственно. Кроме того, по версии источников газеты, Тегеран также планирует передать Москве беспилотники, в том числе десятки аппаратов Mohajer-6 и дроны-камикадзе типа Shahed, которые, по утверждению Вашингтона, ранее уже поставлялись Ираном РФ.
В августе The Washington Post опубликовала статью, в которой утверждалось, что Иран поставляет России свои беспилотники, впоследствии подобные утверждения звучали и от представителей американской администрации. Пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков назвал подобные сообщения вбросом.
Сотрудничество России и ООН может быть пересмотрено, если организация отправит в Украину своих экспертов для обследования сбитых беспилотников, которые, как предполагается, были поставлены в Россию из Ирана. Об этом заявил заместитель постоянного представителя РФ при ООН Дмитрий Полянский.
По его утверждению, в боевых действиях в Украине Россия использует только беспилотники собственного производства.
«У нас есть своя промышленность по производству беспилотников, которая создает продукцию для этой кампании, так что все обвинения остаются на совести наших западных коллег», — сказал Полянский на встрече с журналистами по итогам закрытого заседания Совбеза ООН, где были выдвинуты обвинения в поставках Ираном беспилотников России.
В качестве довода он сообщил, что на обломках некоторых беспилотников можно увидеть надписи на русском языке. «Не думаю, что русский настолько широко используется в Иране», — сказал он.
Ранее генеральный секретарь ООН Антонио Гуттереш объявил о планах отправить в Украину группу специалистов для установления принадлежности дронов, посредством которых Россия осуществляет массированные удары по украинской инфраструктуре.
В Киеве и на Западе утверждают, что эти беспилотники поставляются в Российскую Федерацию из Ирана. В Тегеране и Москве эти обвинения отрицают.
Выступая перед журналистами, Полянский дал понять, что заключенная под эгидой ООН зерновая сделка, которая позволила возобновить экспорт сельхозпродукции из украинских портов, может быть не продлена российской стороной.
«Мы будем смотреть на практические результаты [для РФ], а не на попытки выдать желаемое за действительное. Практические результаты пока что очень скромные», — сказал он.
Полянский также добавил, что Россия пока «не убеждена» в необходимости продления зерновой сделки, и указал, что для Москвы главным вопросом остается «экспорт российских удобрений и продовольствия».
Срок действия подписанных в июле в Стамбуле договоренностей истекает 19 ноября.
Ранее в среду представитель генерального секретаря ООН Стефан Дюжаррик сообщил, что дискуссии по вопросу продления договоренностей об экспорте продовольствия и удобрений из России и Украины пока продолжаются.
Что ещё происходит?
Президент Владимир Путин впервые в современной российской истории ввел военное положение — пока лишь на территориях Украины, которые Россия объявила присоединенными. Совет Федерации единогласно решение Путина утвердил. Одновременно президент ввел в остальных российских регионах режимы разных «уровней реагирования». Губернаторы получили полномочия по введению ограничений на своих территориях. Например, в приграничных регионах указ предусматривает запрет на передвижения для жителей. Пока такие запреты губернаторы обещают не вводить.
О введении военного положения в четырех аннексированных регионах Украины Путин объявил в начале заседания Совета безопасности. Опасения, что Кремль может пойти на такой шаг, высказывались с самого начала вторжения России в Украину. Но российские власти все эти месяцы говорили, что планов вводить военное положение ни на отдельных территориях, ни по всей стране у них нет.
«Напомню, что в Донецкой Народной Республике, Луганской Народной Республике, а также в Херсонской и Запорожской областях до их вступления в состав России действовал режим военного положения. И сейчас нам необходимо оформить этот режим уже в рамках российского законодательства. Поэтому мной подписан указ о введении военного положения в этих четырех субъектах», — заявил Путин в начале заседания.
В своей речи президент России упомянул «референдумы», по итогам которых украинские территории были «присоединены к России», — их легитимность, как и саму аннексию, не признают ни Украина, ни подавляющая часть мирового сообщества.
Режим военного положении в России регулирует одноименный федеральный конституционный закон 2002 года. Согласно его положениям, основанием для введения такой меры служит «агрессия против Российской Федерации или непосредственная угроза агрессии».
Путин вводит военное положение на фоне продолжающегося наступления Украины в Херсонской области.
Режим военного положения дает властям практически неограниченные полномочия по сокращению прав и свобод граждан и, по сути, переводит регионы, в которых его вводят, на осадное положение.
Меры, которые могут применяться во время военного положения, подробно перечислены в статье 7 федерального конституционного закона «О военном положении» — закон разрешает вводить их указами президента. В той же статье указано, что референдумы и выборы в органы власти и местного самоуправления в период военного положения не проводятся.
Всего в статье 7 этого закона перечислены 19 возможных мер. Вот их неполный список:
- Введение особого режима въезда и выезда с территорий, на которых введено военное положение, и ограничения на свободу передвижения по ним
- Запрет на выезд граждан за пределы России
- Запрет на проведение митингов, собраний, пикетов и забастовок
- Введение военной цензуры — в том числе, контроль за телефонными разговорами и перепиской
- Приостановка деятельности партий и объединений (в том числе, религиозных), которые ведут «пропаганду и агитацию»
- Изъятие имущества на нужды государства (владельцам потом должны компенсировать его стоимость)
- Ограничение движения транспортных средств и право на их досмотр
- Введение комендантского часа
- Запрет на продажу оружия, введение особого режима оборота спиртных напитков и лекарств, содержащих наркотические и иные сильнодействующие вещества
- Привлечение граждан к выполнению работ для нужд обороны — например, восстановлению поврежденных военных объектов
- Отселение жителей «в безопасные районы»
- Интернирование (принудительная изоляция, переселение или ограничение свободы передвижения) граждан государства, воюющего с Россией (то есть, в данном случае, украинцев). В примечании к статье 7 подчеркивается, что интернирование можно применять только в случае агрессии против Российской Федерации.
За всю историю существования закона его нормы пока ни разу не применялась. Согласно положению закона, в случае введения военного положения Владимир Путин должен уведомить генсеков ООН и Совета Европы об «отступлении Российской Федерации от своих обязательств по международным договорам, связанном с ограничением прав и свобод граждан».
«Введение «военного положения» на оккупированных территориях со стороны России следует рассматривать только как псевдолегализацию мародерства и разграбление имущества украинцев перед очередной «перегруппировкой». Для Украины это не меняет ничего: продолжаем освобождение и деоккупацию своих территорий», — прокомментировал указ Путина советник главы офиса президента Украины Михаил Подоляк.
24 сентября Владимир Путин подписал закон, которым в Уголовный кодекс вносятся такие понятия, как «мобилизация», «военное положение», «военное время». В частности, было ужесточено наказание за самовольное оставление части в период мобилизации и военного положения, а за добровольную сдачу в плен теперь грозит лишение свободы на срок до 10 лет, за мародерство в военное время — на срок до 15 лет.
18 октября, командующий российскими войсками военной операции Сергей Суровикин заявил, что есть данные о возможности применения ВСУ запрещенных методов войны в районе Херсона. После этого врио губернатора Херсонской области Владимир Сальдо объявил о перемещении местного населения на левый берег Днепра. Эвакуацию начали на следующий день. Она должна занять около шести дней, вывезут 50−60 тыс. человек.
Президент Украины Владимир Зеленский в очередном вечернем видеообращении откликнулся на объявление Путиным военного положения на оккупированных землях Украины и призвал находящихся там сограждан бежать от грядущей мобилизации или сдаваться украинским военным.
«В ближайшее время оккупанты будут пытаться забрать мужчин в свою армию. Везде, так же, как в Донецке и Луганске. Пожалуйста, избегайте этого как можете. Старайтесь выехать с оккупированной территории, а если вы не можете этого сделать, и окажетесь в российских военных структурах, старайтесь при первой же возможности сложить оружие и прийти на украинские позиции», — сказал Зеленский.
Решение объявить военное положение Зеленский назвал признаком «истерики у товарищей чекистов», произнеся эти несколько слов по-русски.