В парламенте Кыргызстана рассматривают договор о некоторых участках кыргызско-узбекской границы и соглашение о Кемпирабадском водохранилище.
Глава ГКНБ Кыргызстана Камчыбек Ташиев рассказал, что по итогам последних переговоров Кыргызстану перешли:
— Гавасай — 12 тыс. 849 га,
— Кок-Серек — 105 га,
— Баястан — 212 га,
— Ункар-Тоо — 35 га,
— Ак-Таш — 100 га,
— Кара-Белес — 25 га,
— Узгенский и Сузакский районы поделили между собой 1000 га,
— из-за снижения объема воды с 908 горизонтали до 900 горизонтали получили 1246 га.
Для строительства водохранилища в свое время Кыргызстан получил:
— 1307 га в Ала-Букинском районе,
— 571 га в Аксыйском районе,
— 1088 га в Ноокенском районе (городок Шамалды-Сай),
— 148 га в Араванском районе,
— 1013 га в Кадамжайском районе.
В итоге 4127 га земель по соглашению в 1965 году Узбекистан компенсировал за Кемпир-Абадское водохранилище Кыргызстану, рассказал Ташиев.
Он также сообщил, что в рамках Соглашения между Кыргызстаном и Узбекистаном о совместном управлении водными ресурсами в Кемпир-Абадском водохранилище будет создана комиссия из 12 человек, которая будет наблюдать режим работы водохранилища, определять максимальный объем воды, не допускать повышения воды за 900 горизонталь.
По его словам, вокруг водохранилища запрещено строить инженерно-технические сооружения, а для граждан Кыргызстана не будет ограничений по пользованию водой.
В целом Кыргызстан получил 15,5 тыс. га от Узбекистана, учитывая компенсацию за строительство водохранилища, карта Кыргызстана увеличилась на более 19 тыс. га, добавил Ташиев.
Президент Садыр Жапаров призвал депутатов поддержать соглашение по государственной границе между Кыргызстаном и Узбекистаном.
По его мнению, выступивший ранее с докладом глава ГКНБ Камчыбек Ташиев разъяснил всю ситуацию.
«Вы видели, какие спорные участки перешли к нам. Я хочу обратиться к тем, кто беспокоится о том, что земля под Кемпирабадским водохранилищем уйдет узбекской стороне. Как было сказано в докладе Ташиева, 4 тыс. 127 гектаров земли под водохранилищем в 1965 году уже были обменены с узбекской стороной. Несмотря на это, некоторые создают шумиху, что земля под водохранилищем будет узбекской, если оно высохнет, и кричат, чтобы земля осталась Узгену. Но вода не высохнет еще веками», — сказал он.
Глава государства отметил, что если даже это произойдет, можно будет обменяться этими землями. «Они с удовольствием обменяются, им тоже не нужна земля с песком и камнями, там не посадишь ничего. Крикуны требуют, чтобы сегодня мы поменяли земли под водой на другие участки. Но у узбекских братьев тоже работает голова», — сказал президент.
По его мнению, поэтому узгенцам нельзя спешить. «Мы сможем обменять эти земли под водой хоть через год, 10 или 100 лет, но до этого необходимо самим пользоваться. Надо заключить сегодняшнее соглашение и поставить точку в вопросах границы. Решается вопрос границ не только по Узгену, но и по всей стране длиной в 1,5 тыс. км», — заявил Жапаров.
Президент призвал депутатов ответственно решить столь важный вопрос. «Я не говорю, что все, но есть некоторые депутаты, которые говорят, что не будут голосовать, обосновывая тем, что кабмин не решает их вопросы и не берет их кадры на работу. Если я или кабмин приходим в парламент с личными вопросами, вы можете не поддерживать. Но это вопрос целого государства и нацбезопасности», — добавил Садыр Жапаров.
Он отметил, что были даже те, кто не считал необходимым решать вопрос границ сейчас, а оставить это на будущее.
«Такого не будет. Если не решим сегодня, то, возможно, в будущем прийти к такому выгодному соглашению нам будет трудно. Даже, возможно, мы не сможем прийти к такой победе. У соседей с каждым годом растет население, земли становится меньше. Если оставим вопрос на потом, тогда, вероятно, что не за 19 тыс. гектаров прольется кровь, а за 1 сотку земли. Сколько человек уже погибло из-за приграничного вопроса за 30 лет. Мы не отдаем земли, а, наоборот, возвращаем отданные участки», — заявил президент.
Сейчас депутаты задают вопросы.
В 6 статье Соглашения говорится, что Узбекистан компенсировал Кыргызстану земли под строительство Орто-Токойского водохранилища, сказал депутат Талант Мамытов. Он поинтересовался деталями.
Мамытову ответил замглавы Кабмина – председатель ГКНБ Камчыбек Ташиев.
«Сами знаете, что на основе ратификации от 5 сентября 2017 года Орто-Токойское водохранилище полностью перешло к нам, включая плотину, землю и воду. Но мы поставили им условия. Мы сказали, что под водохранилищем находится наша земля и почему она просто так должна оставаться. Переговоры по этому вопросу 2 года длились, тяжело пришлось. За эту землю мы попросили другую землю. Водой полностью пользуется Наманганская область. Я спросил: «Мы что ради той воды, которой пользуетесь вы, своей землей жертвуем?» Они сказали, что не дадут землю, так как плотина принадлежит нам, а водой они продолжат пользоваться. Я открыто сказал, что если компенсации за землю под водохранилищем не будет, то мы воду спустим. Я поручил, чтобы в течение месяца воду полностью спустили», — рассказал Ташиев.
Он отметил, что сообщил соседям о переселении жителей сел Кок-Серек, Баястан, Кара-Белес в другие места. «Я сказал: «Если вам вода не нужна, то спустим и будем пользоваться землей». Только тогда они пошли на уступки и дали нам земли. Все компенсированные земли остались за Кыргызстаном и останутся», — сказал Ташиев.
«Узбекистану мы из спорных участков ни одной сотой земли не отдали, кроме той земли, которая сейчас под водой, — 4 тысячи 485 гектаров. Имейте это в виду. Это достигнуто в результате упорного труда и очень тяжелых переговоров. Я выражаю благодарность нашим коллегам из РУз, которые правильно восприняли наши просьбы и пошли нам навстречу», — сказал Камчыбек Ташиев.
Он добавил, что ни один глава государства прежде не пытался или не хотел решать приграничную проблему. Теперь власти добились определения границ. Узбекистан обещал компенсировать непостроенный канал. После переговоров президентов двух стран Кыргызстан отказался от финансовой компенсации в пользу земельных участков, которые передаются республике.
«В результате переговоров главы государства мы потребовали не финансовую компенсацию, а земельные участки. Поэтому мы забираем Гавасай. Нам нужны были деньги, мы могли бы получить сотни миллионов долларов. Но мы не взяли их, мы взяли земли, которые наши предки в 1956 году передали Узбекистану. Теперь мы их вернули. Вот чего мы достигли», — заметил глава спецслужб.
Депутаты подняли вопрос о процедуре принятия рассматриваемых документов. Они, опираясь на Регламент парламента, заявили, что такие документы надо получить решение Конституционного суда. Депутат Адахан Мадумаров заявил, что для конституционности международного соглашения нужно заключение Конституционного суда. Иначе это противоречит п.4 ст. 65 нового регламента ЖК КР. Поэтому сегодняшнее рассмотрение незаконно.
Депутат Тазабеков предложил продавать воду или обменивать его на узбекский газ.
«Соседи, используя нашу воду, получают выгоду. Мы могли воду Кемпир-Абада хотя бы через Россию обменивать на узбекский газ», — сказал он.
Глава ГКНБ выступил категорически против и добавил, что сейчас нет для этого условий. Он назвал предложение Тазабека Икрамова популизмом.
«Действующие условия созданы прежде, еще до нашего рождения. Узбекистан в течение 70 лет использует нашу воду. Эти условия создали не мы. Мы хотим получить лишь выгоду. Если даже хотим продать, то не сможем. Водохранилище есть. Там накапливается наша вода и идет в Узбекистан. Нужен другой договор», — сказал Камчыбек Ташиев.