Казахстан не планирует снижать тарифы на перевозку зерна, о которых просит Россия, заявил во вторник журналистам в кулуарах правительства заместитель премьер-министра — министр торговли и интеграции Серик Жумангарин.
«Никто не собирается снижать [тарифы], пока нет никаких конкретных предложений, перевозки товаров, о каких количествах. Вчера мы обсуждали большой круг вопросов: у нас не хватает подвижного состава, перевозочного состава, есть узкие места в инфраструктуре. Мы собираемся строить еще один переход и дорогу Бахты — Аягоз. Мы предложили им участвовать, потому что, прежде всего, это выгодно Российской Федерации. Это северный поток грузов и так далее», — цитирует Жумангарина издание Власть.
Он добавил, что на недавнем форуме межрегионального сотрудничества Казахстана и России вопросы, связанные со снижением тарифов, не возникали.
«Мы разговаривали тет-а-тет, в принципе, об этих вещах. Я сказал, что прежде всего мы будем исходить из прагматических соображений. Необходимо быть прагматичным и думать о долгосрочных интересах страны», — заявил вице-премьер.
Ранее в российских СМИ появилась информация о том, что «Российские железные дороги» (РЖД) предлагают Казахстану снизить транзитный тариф на перевозку продукции агропрома, включая зерно. В публикациях отмечается, что «для России масштабные поставки в страны Центральной Азии заблокированы».
По нормам Евразийского экономического союза транзитные перевозки по территориям государств, входящих в него, осуществляются «в соответствии с тарифной политикой СНГ», где ставки выше, чем тарифы на внутренние перевозки по железной дороге.
Вице-президент Российского зернового союза Александр Корбут посчитал, что в нынешних условиях, когда поставки зерна осложняются санкциями, везти продукцию через Казахстан невыгодно, так как соседняя республика получает «конкурентное преимущество», позволяющее перепродавать российское зерно.
В казахстанской национальной компании «Қазақстан темір жолы» (КТЖ) ответили, что не повышали тарифы на транзит российского зерна. Они остаются неизменными последние четыре года, сообщили в КТЖ.
По данным нацкомпании, объемы перевозок зерна из России транзитом по территории Казахстана с начала года выросли почти на четверть. За 10 месяцев объем транзита вырос на 24 процента по сравнению с аналогичным периодом 2021 года — 372 тысячи к 301 тысяче.
С 10 сентября Казахстан снял ограничения на вывоз зерна и муки на фоне ожидаемого высокого урожая зерновых. В апреле приостановление Россией экспорта зерна из-за санкций вынудило и Казахстан ограничить экспорт пшеницы и муки.
Кроме того, в августе в Минсельхозе анонсировали открытие зарубежных рынков для казахстанских зерна и муки.