Банковский сектор страны обеспокоен тем, что в проекте Закона «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Кыргызской Республики в сфере налогообложения» предлагается отменить банковскую тайну и предоставлять налоговым органам всю информацию об операциях по счетам налогоплательщиков в режиме онлайн без соответствующего судебного акта. Об этом говорится в сообщении ОЮЛ «Союз банков Кыргызстана»:
18 ноября 2022 года министерство экономики и коммерции Кыргызстана, внесло на рассмотрение Жогорку Кенеша проект закона «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Кыргызской Республики в сфере налогообложения».
Бизнес-сообщества, в том числе и банковский сектор, восприняли проект настороженно. Основная часть рекомендаций, представленная банковским сектором не была учтена, тогда как на всех предварительных этапах рассмотрения проекта, в ходе обсуждений, со стороны Министерства экономики и Налоговой службы давались обещания о том, что предложения будут учтены, а в случае их не принятия, будут представлены альтернативные пути решений возникших вопросов.
Однако, как видно из представленного проекта Закона, ни одно обещание, со стороны представителей Министерства экономики и Налоговой службы не было сдержано.
Одним из важнейших вопросов, которым был обеспокоен банковский сектор страны, является то, что в проекте Закона предлагается отменить банковскую тайну и предоставлять налоговым органам всю информацию об операциях по счетам налогоплательщиков в режиме онлайн без соответствующего судебного акта.
Данное обстоятельство обеспокоило не только банковский сектор, но и все население страны, так как одним из основных принципов работы банков, является защита прав и интересов своих клиентов (вкладчиков, заемщиков, арендаторов сейфовых ячеек и пр.), которые в свою очередь доверили собственные денежные средства, сбережения, личные данные, движимые и недвижимые имущества и другие сведения банку, полагаясь на то, что все переданные средства и сведения находятся под гарантированной Конституцией защитой.
Принятие данной нормы в таком формате, подорвет доверие со стороны населения к банковской системе, приведет к оттоку депозитов, снижению доли безналичных платежей, снижению темпов роста экономики и увеличению теневого оборота. Таким образом, возможны масштабные негативные последствия не только для банковской системы, но и для всей экономики страны.
На протяжении более 30-ти летней истории Кыргызской Республики, положения налогового законодательства соответствовали нормам Конституции. Так, информация об операциях, проводимых по счетам налогоплательщика, а также информация о текущем состоянии счета, предоставлялись банками в налоговые органы, лишь на основании судебного акта.
Данное исполнение норм Конституции обеспечивало доверие населения к банковской системе, привели к существенному росту безналичных платежей и постепенному снижению теневой экономики страны.
В настоящее время, банковская тайна является залогом развития и стабильного, надежного функционирования всей банковской системы, так как Конституция КР гарантирует тайну вкладов населения и неприкосновенность имущества, то есть неприкосновенность денежных средств, движимого и недвижимого имущества и информации о банковских вкладах и банковских счетах.
Тем не менее, невзирая на действующее положение Основного Закона Кыргызской Республики, которое гласит о том, что каждый имеет право на неприкосновенность жилища, иных объектов, находящихся у него в собственности или ином праве (а денежные средства являются объектом гражданского права) и что никто не может проникать в жилище и иные объекты против воли человека, в пользовании которого они находятся, Министерство экономики и коммерции Кыргызской Республики вносит свои правки в Налоговый кодекс.
Помимо вышеуказанного вопроса, не были учтены и другие предложения банков, такие как отсутствие механизма для зачета НДС на агента. Несмотря на многократные обращения, по настоящее время, так и не принято решение по урегулированию вопроса о создании механизма по возмещению НДС по приобретенным работам и услугам, также не были учтены и вопросы по вычету процентных расходов по методу начисления, хотя данный вопрос уже был согласован между сторонами ранее в ходе обсуждений рабочей группы.