К концу 2022 года на складах российских автодилеров осталось порядка 20–30 тыс. новых машин иностранных брендов, сообщили «Известиям» в Ассоциации российских автомобильных дилеров. Причем моделей средней ценовой категории, таких как Kia, Hyundai, Toyota, Renault, Volkswagen, среди них почти нет, в основном это дорогие китайские модели. С учетом объемов текущих продаж нынешних запасов хватит максимум на один месяц. Параллельный импорт автомобилей покрыть спрос россиян пока не может, а внутреннее производство «иностранцев», в частности китайских брендов, увеличивается медленно. Дефицит новых машин в следующем году может достичь 1 млн штук, предполагают эксперты.
Новых автомобилей иностранных марок в России осталось не более 20-30 тыс. штук, сообщают «Известия» со ссылкой на ассоциацию Российские автомобильные дилеры (РОАД). Этого количества хватит на месяц продаж. Меньше всего осталось Kia, Volkswagen, Hyundai, Toyota и Renault — автомобили средней ценовой категории привычных для россиян брендов.
По данным вице-президента РОАД и председателя совета директоров ГК «БН-Моторс» Алексея Подщеколдина, всего в России функционирует около 3 тыс. автоцентров, в которых осталось несколько десятков тысяч новых автомобилей. По его подсчетам, дефицит составляет 1,1 млн машин.
«Осталось […] где-то пять экземпляров тех или иных брендов, где-то десять. Автоцентр средней руки раньше продавал около 30 машин в месяц. Получается, что эти запасы не могут обеспечить даже месячные продажи», — заявил Подщеколдин.
Вице-президент Национального автомобильного союза (НАС) Ян Хайцеэр объяснил истощение запасов тем, что импортировать иномарки невыгодно из-за трудных путей поставок и высокой пошлины. В результате цена поднимается минимум на 10%. К тому же, по словам Хайцеэра, машины из дилерских центров Казахстана, Армении, Кыргызстана и Белоруссии «неохотно поставляются в Россию».
— Во-первых, в дилерских центрах этих стран не так уж много машин. Во-вторых, несмотря на возможную наценку, автомобиль уйдет в Россию и не будет приезжать в «родной» центр на обслуживание, а значит, в ближайшие лет пять с него не будет генерироваться прибыль. Кроме того, на эти машины не распространяется гарантия, — отметил автоэксперт.
Машины нового завоза, которые импортировали по альтернативным каналам, привозятся чаще всего через физических лиц. Продаются эти машины дилерами, серыми сервисами, либо без гарантии, либо же с гарантией от самого дилерского центра, подтвердил Максим Кадаков. Этот неофициальный ввоз лишь частично компенсирует ушедшие объемы, отметил он.
По словам Алексея Подщеколдина, китайский рынок всё еще не может предложить российскому потребителю седаны и, кроме того, повысил цены на весь модельный ряд.
Зарубежные производители автомобилей начали покидать российский рынок с марта, когда Россия начала «военную спецоперацию» на Украине. Renault и Nissan передали заводы в госсобственность. За 2022 год производство в России остановили Mercedes-Benz, Mazda, Infiniti, Ford, Toyota и другие автомобильные бренды.