В настоящее время Китай сталкивается с, вероятно, крупнейшим в мире всплеском пандемии COVID. Чиновники общественного здравоохранения Китая говорят, что, возможно, 800 миллионов человек могут быть заражены коронавирусом в течение следующих нескольких месяцев. И несколько моделей предсказывают, что может умереть полмиллиона человек, а возможно, и больше, пишут СМИ.
«Недавно заместитель директора ЦКЗ Китая Сяофэн Лян, мой хороший друг, через средства массовой информации объявил, что первая волна COVID может фактически заразить около 60% населения», — говорит Си Чен . который является исследователем глобального здравоохранения в Йельском университете и экспертом по системе здравоохранения Китая.
Это означает, что около 10% населения планеты может заразиться в течение следующих 90 дней.
Эпидемиолог Бен Коулинг согласен с этим прогнозом. «К сожалению, этот всплеск произойдет очень быстро. Это самое худшее», — говорит Коулинг из Гонконгского университета. «Если бы это было медленнее, у Китая было бы время подготовиться. Но это так быстро. В Пекине уже много случаев и [в] других крупных городах, потому что он распространяется так быстро.
Самое быстрое распространение COVID
Коулинг говорит, что вирус распространяется в Китае быстрее, чем где-либо прежде во время пандемии. Он также выглядит особенно заразным для китайского населения.
Чтобы оценить трансмиссивность вируса, ученые часто используют параметр, называемый репродуктивным числом или числом R. По сути, число R показывает, сколько людей в среднем заражает один больной. Так, например, в начале пандемии COVID, в начале 2020 года, число R было около 2 или 3, говорит Коулинг. В то время каждый человек распространял вирус в среднем от 2 до 3 человек. Исследования показали , что прошлой зимой во время всплеска омикронов здесь, в США, число R подскочило примерно до 10 или 11 .
По оценкам ученых из Национальной комиссии здравоохранения Китая, число R в настоящее время составляет колоссальные 16 в Китае во время этого всплеска. «Это действительно высокий уровень передачи», — говорит Коулинг. «Вот почему Китай не мог продолжать свою политику нулевого COVID . Вирус слишком заразен даже для них».
Кроме того, вирус, по-видимому, распространяется в Китае быстрее, чем омикрон распространяется в других местах, добавляет Коулинг. Прошлой зимой число случаев заболевания в США удваивалось каждые три дня или около того. «Сейчас в Китае время удвоения равно часам», — говорит Коулинг. «Даже если вам удастся немного замедлить его, он все равно будет удваиваться очень, очень быстро. И поэтому больницы, возможно, окажутся под давлением, возможно, к концу этого месяца».
Так почему же вирус там распространяется так взрывоопасно?
Причина в том, что у населения очень низкий иммунитет к вирусу, потому что подавляющее большинство людей никогда не заражались. До недавнего времени Китай сосредоточился на массовых карантинах, тестировании и ограничениях на поездки, чтобы не допустить проникновения вируса в страну. Таким образом, Китай предотвратил заражение большинства людей вариантами, появившимися до омикронного вируса. Но это означает, что теперь почти все 1,4 миллиарда человек восприимчивы к инфекции.
В настоящее время в Китае есть несколько вариантов омикронов с высокой степенью передачи, распространяющихся по стране, в том числе один под названием BF.7 . Но эти варианты в Китае не особенно уникальны, и в США в настоящее время есть такие же или похожие, включая BF.7. Однако в США ни один из вариантов не распространяется так быстро, как в Китае.
А как же вакцины? Сдержат ли они всплеск?
Около 90% населения старше 18 лет были привиты двумя прививками китайской вакцины. Этот курс обеспечивает хорошую защиту от тяжелых заболеваний, говорит Коулинг, но не защищает от инфекции. Кроме того, исследование Коулинга показало , что взрослым старше 60 лет требуется три прививки вакцины для защиты от тяжелого заболевания . По данным NPR, только около 50% пожилых людей получили эту третью прививку . И это оставляет около 11 миллионов человек с высоким риском госпитализации и смерти.
«Существует большая неопределенность в отношении того, сколько будет тяжелых случаев», — говорит Чен из Йельского университета. «Сейчас в Пекине мы не видим много тяжелых случаев». Однако вспышка может выглядеть совсем иначе за пределами крупных прибрежных городов, таких как Пекин, потому что в сельских районах системы здравоохранения намного хуже.
«В Китае существует такое большое географическое неравенство с точки зрения инфраструктуры здравоохранения, коек интенсивной терапии и медицинских работников. Большинство больниц с передовыми технологиями лечения расположены в Пекине, Шанхае, Гуанчжоу и во всех крупных мегаполисах».
Несмотря на недавние усилия правительства по увеличению вместимости отделений интенсивной терапии, Чен по-прежнему считает, что во многих частях страны слишком мало коек отделения интенсивной терапии. «Я не совсем верю новой оценке в 10 коек в отделениях интенсивной терапии на 100 000 человек, потому что это новое число включает в себя то, что они называют «конвертируемым». Так что это кровати, которые используются для других видов лечения, таких как химиотерапия и диализ, которые они превращают в кровати интенсивной терапии».
Прогнозы о количестве погибших
Несколько моделей предсказали большое число погибших для этого начального всплеска, по крайней мере, полмиллиона смертей , возможно, до миллиона .
Но это число, по словам Чена, во многом зависит от двух факторов.
Во-первых, поведение людей. Если люди из группы высокого риска продолжат добровольно находиться на карантине, число погибших может быть меньше.
Во-вторых, насколько хорошо система здравоохранения выдерживает это давление. «Это будет серьезное испытание — и оно беспрецедентное», — говорит он. «На моей памяти я никогда не видел такого вызова китайской системе здравоохранения».
Никто точно не знает, что произойдет в Китае. Но вы можете сделать некоторые прогнозы, основываясь на том, что произошло в соседних местах, столкнувшихся с подобным всплеском. Возьмем, к примеру, Гонконг. Как и Китай, город годами сдерживал распространение COVID. Но прошлой зимой они пережили мощный омикронный всплеск. По словам Коулинга, всего за два-три месяца от 3 до 4 миллионов человек, или 50% населения, заразились COVID.
Но Коулинг считает, что в конечном итоге Китай по-прежнему справится с COVID намного лучше, чем Америка.
«Китай действительно хорошо сдерживал вирус в течение трех лет, и в конечном итоге, я думаю, уровень смертности все равно будет намного ниже, чем где-либо еще в мире», — говорит он, потому что страна вакцинировала такой высокий процент своего населения. населения в целом. Другими словами, число погибших, вероятно, будет высоким, учитывая огромное количество инфицированных, но без вакцинации могло быть намного хуже, объясняет он.
«Уровень смертности в Китае на данный момент не превысит уровень смертности в Америке [0,3%]», — говорит он. «Но в Китае впереди действительно суровая зима».
Китайские города и медицинские учреждения наращивают усилия по расширению отделений интенсивной терапии (ОИТ) и увеличению своих резервов медицинских ресурсов и лечебных учреждений для тяжелых случаев COVID-19, стремясь укрепить возможности медицинского лечения, чтобы справиться с пиком COVID-19. Об этом сообщает Global Times.
Наблюдатели заявили, что, поскольку строительство новых отделений интенсивной терапии продолжается, нехватка полностью подготовленного медицинского персонала для отделений интенсивной терапии остается самой большой проблемой для медицинских учреждений.
Сообщения в СМИ об экстренных закупках медицинских средств для лечения тяжелых случаев COVID-19 в больницах за последние две недели стали появляться чаще. Например, Народная больница в районе Дацзу муниципалитета Чунцин на юго-западе Китая выделила на эти цели 18,75 млн юаней (2,67 млн долларов), а больница традиционной китайской медицины в районе Дуцзу выделила 15,93 млн юаней на покупку оборудования для лечения тяжелых случаев.
Народная больница в уезде Цаосянь провинции Шаньдун на востоке Китая выделила 5 миллионов юаней на оборудование, включая аппараты ИВЛ. Народная больница в городе Дэнфэн провинции Хэнань на севере Китая планирует закупить медицинские краны, инвазивные вентиляторы и аппараты экстракорпоральной мембранной оксигенации (ЭКМО).
Медицинский работник больницы в Шанхае сообщил Global Times, что его больница увеличила свои запасы лекарств и общается с фармацевтическими компаниями, чтобы получить больше лекарств от лихорадки и кашля.
Расширение медицинских ресурсов для тяжелых случаев также было одной из основных задач многих городских властей.
Гуанчжоу в провинции Гуандун на юге Китая укрепляет свои резервы медицинских ресурсов, всесторонне улучшая медицинские возможности, включая увеличение количества коек в отделениях интенсивной терапии с 455 до 1385, чтобы подготовиться к прогнозируемому пику эпидемии в начале января 2023 года, сообщил местный чиновник здравоохранения. сказал в понедельник.
С декабря число амбулаторных посещений пациентов с лихорадкой в Гуанчжоу продолжало расти и оставалось на высоком уровне в течение почти недели. Большинство пациентов составляют взрослые в возрасте от 18 до 59 лет, что составляет 86 процентов от общего числа, в то время как население в возрасте 60 лет и старше составляет 8,2 процента, а лица в возрасте до 18 лет составляют 5,8 процента, Чжан И, заместитель директора Муниципальная комиссия здравоохранения Гуанчжоу сообщила на брифинге в понедельник.
Провинция Чжэцзян на востоке Китая мобилизовала усилия для обеспечения того, чтобы к концу декабря в провинции было не менее 100 000 коек, а койки в отделениях интенсивной терапии в больницах общего профиля составляли не менее 4 процентов от общего числа коек. Кроме того, как минимум еще 4 процента от общего числа коек должны быть готовы к использованию в качестве коек интенсивной терапии, чтобы максимально удовлетворить потребности тяжелого лечения.
Медицинское давление ощущается в больницах на всех уровнях по всей стране, поскольку Китай решил оптимизировать свои меры реагирования на COVID-19. Но до сих пор больницы все еще могут противостоять шоку от COVID-19, заявил в понедельник Global Times эксперт по профилактике и борьбе с эпидемиями Чжан Юэсинь.
В последние три года органы здравоохранения прилагали усилия для укрепления медицинских ресурсов в больницах и строительства отделений интенсивной терапии. Чжан отметил, что процесс только динамично ускоряется в зависимости от текущих потребностей.
В соответствии с требованием Национальной комиссии здравоохранения назначенные больницы должны быть оснащены достаточным количеством коек для лечения в соответствии с численностью местного населения, а койки в отделениях интенсивной терапии должны составлять 10 процентов от общего количества коек. «Теперь специализированные больницы уездного уровня производят такие препараты, даже некоторые импровизированные больницы делают эти препараты на основе этого стандарта», — сказал Чжан.
Чжан указал, что нынешняя нехватка связана с нехваткой медперсонала для отделений интенсивной терапии. Многие больницы полагаются на заимствование персонала из других учреждений, а некоторые в срочном порядке обучают медицинский персонал и медперсонал для отделений интенсивной терапии.
В отделении интенсивной терапии требуется большое количество компетентного сестринского персонала. Народные больницы китайских городов лучше обеспечены сестринскими ресурсами, но другие больницы менее способны набирать и обучать врачей и медсестер, сообщил китайским СМИ Лю Сяоцзюнь, директор отделения интенсивной терапии Второй дочерней больницы Университета Чжэнчжоу, провинция Хэнань.
Например, в южнокитайской провинции Хайнань планируется обучить 1832 врача интенсивной терапии и 5481 медсестру, работающих в отделении, помимо нынешних 209 врачей интенсивной терапии и 642 медсестер. Данные показали, что общее количество отделений интенсивной терапии на Хайнане составляет 1013, еще 1114 находятся в стадии строительства.
Чжан также отметил, что по сравнению с другими странами медицинские ресурсы в Китае распределены неравномерно, с огромным разрывом между городскими и сельскими районами. По сообщениям СМИ, в США 34,7 койки в отделении интенсивной терапии на 100 000 человек, а Германия заняла второе место с 29,2 койками в отделении интенсивной терапии на 100 000 человек.
В настоящее время общее количество коек в отделении интенсивной терапии в Китае достигло 138 100, что близко к уровню 10 коек на каждые 100 000 человек, показали последние данные, предоставленные NHC 9 декабря.
Общее количество зарегистрированных врачей в отделениях интенсивной терапии составляет 80 500 человек, и более 106 000 человек могут быть «преобразованы» в врачей, работающих в отделениях интенсивной терапии. Количество медсестер в отделениях интенсивной терапии составляет 220 000 человек, и 177 700 медсестер могут быть переведены для работы в отделениях интенсивной терапии.
Ожидается, что в Китае будет зарегистрировано более 124 миллионов случаев COVID-19 с симптомами, а 2,7 миллиона нуждаются в отделениях интенсивной терапии, прогнозирует группа экспертов во главе с Ю Хунцзе из Школы общественного здравоохранения Университета Фудань, исходя из уровня вакцинации в стране. в марте 2022 года, когда около 124 миллионов человек, около 80 процентов всего населения, были полностью вакцинированы.
Прогноз показал, что спрос на койки в отделениях интенсивной терапии достигнет не более 1 миллиона, что более чем в 15 раз превышает текущую вместимость.
Но некоторые другие расчеты гораздо более оптимистичны. Yixuejie, ведущая платформа для медицинских исследований и информации в Китае, процитировала анонимного эксперта, заявившего, что случаи, требующие коек в отделениях интенсивной терапии и общих стационарных коек, составляют около 0,1 процента и 10 процентов от общего числа инфекций соответственно.
Ведущие китайские эпидемиологи с оптимизмом смотрят на то, что эпидемическая ситуация улучшится к весне следующего года и войдет в нормальное состояние после пика эпидемии в январе и феврале.