Дефицит дизтоплива в Казахстане прогнозируют эксперты уже в следующем году. Сообщается, что объемы производства нефтепродуктов снизятся, поскольку все заводы должны уйти на капитальный ремонт. Как итог — рынку будет не хватать более 700 тысяч тонн дизеля к весне, передает Tengrinews.kz со ссылкой на телеканал «Алматы».
Нынешние объемы не покрывают потребностей рынка, считает эксперт в нефтегазовой отрасли Ерлан Жаукин. По его мнению, за этот год было произведено 5 миллионов 300 тысяч тонн топлива. Что значительно меньше действительных нужд.
«Потребность рынка составляет около 5,6 миллиона тонн. То есть порядка 300 тысяч тонн Казахстан вынужден импортировать. А мы все прекрасно понимаем и знаем, что цены на внешних рынках в разы выше, чем в стране. То есть основной проблемой дефицита в Казахстане дизеля является существенный диспаритет цен», — отметил эксперт нефтегазовой отрасли Ерлан Жаукин.
С точки зрения экономики, нарушен принцип равной выгоды, считает Жаукин. Проще говоря, в соседних странах нефтепродукты реализуют в два, а то и в три раза дороже, чем в нашей стране. Отсюда и ощутимый переток относительно дешевого отечественного топлива за рубеж. И зачастую незаконным путем.
«Пока цены разные, пока выгодно увозить из Казахстана топливо по серым схемам. На сегодня у нас официально экспорт из Казахстана топлива запрещен. Но он у нас вывозится различными способами. Это либо контрабанда, либо через бак автомобиля, либо транзит», — подчеркнул Ерлан Жаукин.
Недавно в Кызылорде на пять лет осудили женщину, незаконно торговавшую дизтопливом в течение пяти лет. Она помогла сжечь «всерую» горючее на 270 миллионов тенге. Но даже этот случай — лишь верхушка айсберга, считают юристы.
«Этот приговор, этот судебный акт — это всего лишь, увы, последствия цепочки множества факторов, приведших к этому приговору. И не только этому. Есть еще ряд судебных актов по Казахстану. В частности, в Костанайской области, в Южно-Казахстанской. Особенно в приграничных областях», — поясняет адвокат Таир Назханов.
Таким образом, рынку нанесен колоссальный ущерб. Лишь за этот год, по словам специалистов, контрабандисты вывезли из страны 200 тысяч тонн топлива. Но беда в том, что выявить такие факты непросто. Схемы становятся все более изощренными, а предприимчивые нарушители — куда подкованнее. Ведь, как известно, спрос рождает предложение. Между тем, по мнению экспертов, единственный выход избежать нехватки дизтоплива — добиться выравнивания цен. Чтобы рынок сам был заинтересован в импорте, говорят они.
А тем временем в соцсетях публикуются видео, на которых водители общественного транспорта уже жалуются на отсутствие дизельного топлива.