В южной части Бишкека и через прилегающие к столице села пролегает Ысык-Атинский разлом. После разрушительного землетрясения в Турции и Сирии, унесшего тысячи жизней в ночь на понедельник, многие кыргызстанцы задались вопросом, безопасно ли строить дома близ указанного разлома.
Президент Национальной академии наук Канатбек Абдрахматов уверен, что безопасно и строить и жить, главное, соблюдать правила строительства и не ставить жилые дома прямо на трещине в земной коре.
– Люди часто путаются, когда говорят про строительство на Ысык-Атинском разломе, — полагает в беседе с Vesti.kg он. – Есть сам разлом, есть его зона влияния. Ысык-Атинский разлом – это трещина. Ее линия тонкая, шириной не более метра. Она находится почти на поверхности земли и уходит вглубь близ столицы на 3 километра, в других местах до 20 километров. Протяженность разлома составляет 150 километров. Он начинается от Токмака и тянется вплоть до Сосновки. Зона влияния Ысык-Атинского разлома рядом с Бишкеком составляет примерно 1,5 километра. Хотя, я думаю, меньше, но так зафиксировано в документах. Предполагается, что в случае землетрясения волны, усиленные разломом, могут распространяться на это расстояние. Там не будет опасных явлений. И жители домов, построенных по всем необходимым нормам, отделаются лишь испугом.
По словам эксперта, разлом неоднороден по своему влиянию на жилые дома.
– Есть несколько зон его влияния, — отметил он. – В первой строительство запрещено. В других разрешено. Насколько мне известно, многоэтажных домов в тех местах, где нельзя строить, нет. Есть частные дома, как люди смогли их построить – вызывает вопросы. Как, например, рядом с кирпичным сараем, который построили для ведения наблюдений смещения земной поверхности. Там стоит трехэтажный дом. Вот он не должен там стоять, прямо над трещиной. И таких домов частных достаточно. Смещение земной поверхности там составляет 2,9 миллиметра в год, за 10 лет набегает 29 сантиметров. Это много, никакой дом не выдержит. «Элитки» же, про которые много говорят, построены в безопасных местах. Главное, чтобы они были построены в соответствии со строительными нормами. Современные строители научились гасить сотрясения, но при этом должна соблюдаться технология строительства.
При этом эксперт заметил, что не разломы вызывают землетрясения.
– Обычно причина в тектонических напряжениях, которые возникают в определенных местах и в определенных объемах, – сказал он. – Эти напряжения скапливаются не в одной точке, а на территории в несколько сотен километров. Разлом сам по себе генерировать землетрясение не может, но распространяет волны, расходящиеся по его зоне влияния. Отсюда и деление на зоны, где разрешено строительство, и где строить жилые дома нельзя.
В соцсетях некоторые пользователи опубликовали информацию, что новый дом президента, который строит управделами, стоит в опасной зоне, но Абдрахматов не согласился с этим.
– Там раньше находилась гостиница, – напомнил он. – Она стояла не на самой трещине Ысык-Атинского разлома, но в зоне его влияния. Поэтому строительство там безопасно. Естественно, надо добавить побольше цемента, потолще арматуру. Все-таки важное правительственное здание.
Поясним, в советское время зоны влияния Ысык-Атинского разлома на документах были больше. Они сократились почти в 2 раза после введения в действие новых СНиПов в марте 2019 года.
Первая зона была сокращена с 500 метров до 250 метров, вторая тоже до 250 метров. То, что раньше было третьей 9-балльной зоной, стало 8-балльной. В результате «корректировки» около 3 тысяч га земли в южной части Бишкека теперь официально можно застроить жилыми домами.
Неофициально строительство уже давно началось, и где должны быть парки – возвышаются двух- и трехэтажные дома.
Прямо над разломом расположены села Орто-Сай (включая элитные коттеджи «Ордо»), Верхний Орок, Кок-Жар, ряд коттеджных городков, часть Царского села, Орто-Сая и жилгородка «Совмин», микрорайоны «Джал», «Киргизия-1», южные части улиц Байтик Баатыра и Чингиза Айтматова, Садырбаева и Ормокоева, Балыка Кумара и Иманалиева. Государственная резиденция «Ала-Арча» и новое здание управделами президента также входят в зону влияния разлома.
Так как изменился статус зон влияния, то во второй зоне, где ранее допускалось строительство зданий максимум в два этажа, теперь высятся дома и в 4, и в 9 этажей.
В третьей зоне, которую из опасной 9-балльной перевели в безопасную 8-балльную, уже стоят дома в 12 этажей и выше. Там же находятся и Институт сейсмологии, и университет АУЦА, как и часть микрорайона «Асанбай», и дома вдоль южной магистрали.
На сегодняшний день рано давать характеристику последствиям землетрясения, произошедшего в Турции. Об этом сказал Tazabek президент Международной Ассоциации экспертов по сейсмостойкому строительству, ректор Международного университета инновационных технологий Улугбек Бегалиев.
«Судя по интернет-данным СМИ, разрушено очень большое количество зданий рамной конструктивной системы. К большому сожалению, виден классический вид разрушений каркасных зданий, в том числе с первым гибким этажом. Чаще всего каркасные здания начинают повреждаться при 7 баллах. Заметно дефектное состояние инженерно-геологических условий площадок строительства, на которых возведены многоэтажные здания», — рассказал эксперт.
Как добавил У.Бегалиев, обычно каркасные здания с гибкими этажами разрушаются в виде сложения друг на друга.
По его мнению, Кыргызстан должен извлечь урок от последствий землетрясений, которые происходят в других странах.
«Сейчас кроме гуманитарной и другой помощи необходимо отправить специалистов для анализа последствий разрушительного землетрясения и не повторять у себя. Нужно разработать и внедрить индустриальное строительство из сборных конструкций, отвечающих современным требованиям», — сказал У.Бегалиев.
Он считает, что нужно разработать и внедрить индустриальное строительство из сборных конструкций, отвечающих современным требованиям, прекратить строить несейсмостойкие социальные объекты.
«Необходимо проектировать и строить типовые здания из сборных железобетонных конструкций. Ввиду того, что подготовка кадров не успевает за изменениями новых технологий, было бы хорошо строительство из сборных конструкций.
Будущее развитие направлена на индустриализацию строительства с применением BIM-технологий —технологий информационного моделирования здания начиная со стадии проектирования, производств и монтажа конструкций», — пояснил У.Бегалиев.
Он добавил, что в Кыргызстане довольно много современного строительства ведётся рамной конструктивной системы, это и есть каркасные здания.
«Имейте ввиду, что колонны и рядом примыкающие короткие в длину «стенки» тоже являются колоннами. Их нельзя называть диафрагмами жесткости», — сообщил У.Бегалиев.
По закону за качество строительства отвечает строительная компания, надзор должны вести: автор проекта, технический надзор со стороны заказчика, госнадзор, рассказал президент Международной Ассоциации.
При этом он пояснил, что для общего случая никто и никогда не скажет, сколько баллов выдержит то или иное здание. Оценка сейсмостойкости осуществляется на основании инженерного обследования здания, инженерно-геологических условий и технического состояния конструкций, заключил он.
Он также добавил, что в настоящее время он находится в Алматы в составе делегации из Кыргызстана и участвует на конференции «Индустриальное строительство в сейсмически активных регионах».
Справка:
Утром 6 февраля на юго-востоке Турции недалеко от границы с Сирией произошло землетрясение магнитудой 7,8. Днем произошло еще несколько землетрясений.
По последним данным, число погибших при землетрясении в Турции и Сирии выросло до 4,8 тыс. человек. В результате толчков многие здания были разрушены, идут поисковые работы под завалами.