Землетрясение в Турции и Сирии, которое привело к большому количеству жертв и масштабным разрушениям, в очередной раз поднимает острый вопрос для Казахстана, пишет Досым Сатпаев в своей статье на Forbes.kz. (ниже полный текст статьи)
Время уже играет против нас
В конце декабря 2022 года прямо перед Новым годом многие алматинцы почувствовали землетрясение.
Его магнитуда была более 6 баллов, оно произошло в 261 км от Алматы на границе Китая и Кыргызстана. 10 января 2023 года в 25 км от Алматы произошло новое землетрясение, магнитудой более 4 баллов. Но всё это — лишь предупредительные выстрелы.
И если недавняя авария на ТЭЦ Экибастуза в очередной раз показала неэффективность существующего риск-менеджмента на местах и в центре, а также провал оперативного антикризисного управления, когда все ждут «жареного петуха», который сильно клюнет, то даже страшно представить, что может произойти в случае более крупной катастрофы, способной нанести мощнейший удар по стране.
Речь идет о землетрясении в Алматы, давно напоминающем «город обреченных», в истории которого уже было три разрушительных сейсмоудара в 1887, 1889 и 1911 годах. Но они не идут ни в какое сравнение с тем, что может произойти в городе с населением более 2 миллионов человек и где казахстанские сейсмологи выделяют пять крупных тектонических разломов, проходящих через весь мегаполис.
Кстати, еще в 2006 году мы предприняли первую попытку донести эту проблему до властей, когда подготовили книгу «Эффект домино. Возможные последствия алматинского землетрясения» с оценкой экономических, политических, демографических и прочих последствий разрушительного землетрясения в Алматы, с участием широкого круга специалистов. Книга была передана всем государственным структурам, которые отвечают за безопасность города.
Более того, мы даже сняли документальный фильм «9 баллов», чтобы донести эту тему до тех во власти, кто книги читать не любит. С тех пор прошло 17 лет, а воз и ныне там. Хотя многие предупреждения и рекомендации, которые были тогда сделаны в книге и в фильме, до сих пор актуальны, а вероятность землетрясения увеличилась, если исходить из цикличности этой природной катастрофы, которая может происходить раз в 100-140 лет. И время явно уже играет против нас.
В августе 2020 года неправительственная консалтинговая организация «Группа оценки рисков» провела экспертный опрос в рамках исследовательского проекта «Антикризисная черная папка». В числе прочих в нем был вопрос по поводу моделирования ситуации о возможных форс-мажорных ситуациях, которые могут возникнуть в Казахстане и оказать серьезный негативный эффект на экономическую и политическую ситуацию в стране. На четвертое место эксперты поставили разрушительное землетрясение в Алматы в качестве серьезной угрозы для всей страны.
Недавно был дан прогноз от наших сейсмологов, что в случае крупного землетрясения могут погибнуть до 100 тыс. человек, а число раненых предположительно составит около 400 тысяч человек. Будет разрушено до 60% зданий. Хотя возможно, что это слишком оптимистичные прогнозы. И все может быть гораздо хуже, так как многие кризисные ситуации в Казахстане уже показали, что власть на всех уровнях не умеет быстро и эффективно работать в условиях любого форс-мажора. Это значит, что в случае разрушительного землетрясения в Алматы живые, возможно, будут завидовать мертвым, так как им придется бороться за свою жизнь самим, не рассчитывая на быструю и грамотную помощь государства.
Максимум, на что решили пойти власти, так это к 2025 году завершить установку 28 сейсмостанций, чтобы интегрировать их с системой оповещения Кыргызстана. Как было заявлено, это позволит иметь точное прогнозирование землетрясений и раннее оповещение о них. Конечно, это лучше, чем ничего. Тем более что наши сейсмологи давно уже говорили о нехватке финансирования на расширение и модернизацию сети сейсмологических наблюдений Казахстана. Но вся проблема в том, что многим горожанам это вряд ли как-то поможет, если сообщение о произошедшем землетрясении люди получат уже после него. И то в случае, если не будут повреждены системы связи. Ведь речь идет о маловероятности как долгосрочного прогноза до 10 лет, так и среднесрочного прогноза до 24 месяцев, не говоря уже про критически важный краткосрочный прогноз на несколько дней. Но надежных инструментов прогнозирования землетрясений нет ни у одной из стран мира, даже Японии, где довольно высокая сейсмическая активность и большой опыт изучения этой активности.
Японский тревожный чемоданчик
Отсутствие точных методов прогнозирования заставило японцев развивать другой подход в минимизации рисков природных и техногенных стихий. Если нет возможности заранее предупредить людей о землетрясении, то надо, во-первых, строить дома и офисы таким образом, чтобы они массово не разрушались во время сейсмических ударов. Речь идет о строгих стандартах сейсмостойкого строительства, о которых мы можем только мечтать, зная, как бессистемно и часто некачественно застраивался Алматы последние 30 лет. И никто не даст гарантий того, что многочисленные человейники, построенные за последние годы в разных частях города, не превратятся в большие братские могилы. Во-вторых, выживаемость людей значительно возрастает, если они знают, как правильно себя вести во время ЧС. И лучше начинать обучение с раннего детства.
Моя хорошая знакомая из Японии Нацуко Ока (к сожалению, она скончалась в 2022 году) в своей книге «Другая Япония. Жизнь без чайной церемонии» написала о японском опыте подготовки к стихийному бедствию. Каждый год в Японии проходит «Неделя по предотвращению бедствий», которая начинается 1 сентября. Эту дату наметили больше полувека тому назад с тем, чтобы японцы обладали достаточными знаниями о тайфунах, цунами, землетрясениях и других бедствиях и могли быть готовы к ним. Именно 1 сентября 1923 года произошло разрушительное землетрясение, которое привело к большому количеству человеческих жертв (более 100 тысяч) и нанесло огромный ущерб Токио, а также соседним префектурам. Кроме этого, именно с конца августа по сентябрь каждого года длится сезон тайфунов на японских островах. В этот период по всей Японии активно организуются многочисленные просветительские мероприятия, посвященные снижению опасности от различных бедствий.
Нацуко Ока отмечала: «Тренировка по снижению опасности бедствий в учебных заведениях и в учреждениях дошкольного образования проходит более серьезно. В муниципальных детских садах ежемесячно организуют такие учения. Детей заранее не предупреждают, когда будут их проводить. Сначала раздается сирена, а потом директор садика сообщает, что именно случилось: пожар, землетрясение или цунами. Пару раз в год детей специально кормят продуктами из запасов, созданных для чрезвычайных ситуаций. Это делается для того, чтобы приучить их к такой еде. Также это позволяет периодически обновлять данные запасы». По словам Нацуко Ока, дома также обязательно надо иметь запас продуктов (которые долго хранятся и их не нужно готовить), минеральную воду и специальный мешок для питьевой воды.
«Настольной плиткой с маленьким газовым баллоном можно пользоваться и в обычное время, но она как раз пригодится в случае отсутствия газа. Храню радиоприемник, карманные фонарики, свечки, батарейки разных размеров в одном месте. На работе в шкафу лежат бутылки с водой, закуски, сменное белье и одежда, полотенце, мыло и шампунь. Также храню вещи, которые пригодятся в дорогу, если мне придется идти пешком домой: удобная обувь, карта, переносный радиоприемник с ручной зарядкой, карманные фонарики, рабочие перчатки и алюминиевое спасательное одеяло», — писала в своей книге Нацуко Ока. Но сколько алматинцев имеют дома тревожные чемоданчики на случай ЧС?
Инструкция к выживанию
Как показывает опыт других стран, во время разрушительного природного ЧС в течение одной недели люди должны будут выживать сами, без внешней помощи. Поэтому давно уже нужно создавать инфраструктуру, которая помогла бы выжившим людям в первые дни после разрушительного землетрясения. Например, возникает крайняя необходимость в создании совместно с районными акиматами и КСК специальных складов, стоящих отдельно от жилых домов, для хранения всех необходимых инструментов и ручных механизмов, которые могут понадобиться выжившим горожанам для оказания первой помощи пострадавшим в завалах. Расчет должен быть: один склад на 10 тысяч горожан. Содержимое склада — лопаты, топоры, ломы, домкраты, брезент, плотный целлофан, газовые горелки, спички, аптечки. Вроде бы просто, но сколько жизней можно будет спасти! Должны быть запасы питьевой воды. Ведь, как отмечают эксперты, чистой воды в городе не будет, весь водопровод, вся канализация из разорванных труб будет стекать в водоемы, откуда население будет брать воду для питья, что грозит вызвать вспышку эпидемий.
Нам давно уже необходимо создавать учебно-методические центры по подготовке тренеров (на базе всех районных акиматов) для обучения населения алгоритмам действий во время и после ЧС с учетом организации первой помощи. Для работы этих центров необходима разработка обучающей спасательной методики для населения всех возрастов и целевых групп. Эти же центры должны проводить регулярные антисейсмические учения и тренинги в детских садах, школах, других учебных заведениях, а также для взрослого населения района.
Необходимо создание специального отдельного YouTube-канала для жителей Казахстана, посвященного подготовке к разным видам ЧС (землетрясение, сель, террористический акт и т.д.), где были бы интервью и прямые линии (вопросы-ответы) с представителями власти, отвечающими за безопасность в разных сферах, выступления специалистов по выживанию в условиях разного типа ЧС, демонстрация учебных фильмов, а также детских программ и мультфильмов, связанных с правильными алгоритмами действий во время и после ЧС с учетом организации первой помощи.
Необходимо проводить более активную работу по сейсмоусилению жилого фонда, в первую очередь за счет сноса ветхого жилья и ужесточения контроля над сейсмостойким строительством нового жилья.
Давно уже назрела идея создания Центра ситуационного моделирования и антикризисного управления (ЦСМ). Ведь на всех уровнях государственной власти и, в первую очередь, на местах должна быть своя «черная папка» на случай коммуникационного кризиса. В этой «черной папке» должен лежать четкий алгоритм антикризисных действий — несложный стандартный механизм действий в случае форс-мажорных ситуаций. Понятно, что знание будущего в условиях динамичной неопределенности — вещь сложная. Но когда речь идет об антикризисной коммуникации, разработка стандартной процедуры реагирования со стороны тех или иных государственных структур вполне реалистична.
Необходимо создание Единого центра волонтерской деятельности на базе Красного Полумесяца РК с предоставлением складского помещения и другой необходимой инфраструктуры, которую можно было бы использовать для волонтерской деятельности. Следует определить вместе с властями и волонтерами модель использования материально-технического потенциала бизнес-сообщества во время совместной ликвидации последствий ЧС.
Эффект домино
Для властей не менее опасны политические последствия разрушительного землетрясения в Алматы, так как проблемой будут не погибшие, а именно выжившие алматинцы, у которых возникнут требования к Астане быстро и эффективно решить все проблемы. Ведь кормить обещаниями людей, многим из которых уже нечего будет терять, чревато серьезным социально-политическим взрывом по всей стране, если учесть тот факт, что у жителей города много родственников по всему Казахстану. Но маловероятно, что государство вообще готово к миграционным потокам, которые могут возникнуть при возникновении сильного землетрясения. Непонятно, где и как будут расселять выживших, что будет с их страховками, банковскими накоплениями, как быстро документы пострадавших будут восстанавливаться, за счет каких ресурсов будет предоставляться новое жилье?
Как показала практика, часто страшен не сам кризис или форс-мажор. Больше вреда наносит отсутствие компетентности, халатность, коррупционный интерес и провал антикризисного менеджмента со стороны государственных структур. И даже в случае появления точного прогноза по землетрясению есть большой риск того, что он утонет в бюрократической системе Казахстана, где никто не захочет брать на себя ответственность за принятие решений или же начнется традиционная межведомственная чехарда.
Как отмечают эксперты, согласно одобренным процедурам, прогноз идет в межведомственную комиссию МЧС РК, Совет безопасности РК, акиматы Алматы и Алматинской области и другие специальные структуры РК. Но большинство из этих структур за все эти годы не показали свою эффективность во время разных кризисных ситуаций.
Еще более непонятная ситуация с финансовым ущербом для всей экономики Казахстана. Например, ущерб от урагана «Катрина» в США составил $125 млрд. В Японии в результате землетрясения 2011 года ущерб составил $210 млрд. И не надо быть Нострадамусом, чтобы предположить, что в случае 9-балльного землетрясения в Алматы будет нанесен колоссальный удар по всей экономике страны, учитывая то, что город является одним из крупных доноров республиканского бюджета.
Так, например, в прошлом году на официальном уровне было заявлено, что поступления в государственный бюджет от города впервые превысят 3 трлн тенге. Институт маркетинговых и социологических исследований «Elim» в списке регионов с наибольшим количеством предприятий на первое место поставил Алматы, где также наибольшее количество активных субъектов малого и среднего предпринимательства по стране. По оценке аналитиков ИМСИ «Elim», в производстве валового регионального продукта наибольшую долю занимает опять же Алматы – 17,2%. И это — дополнительное подтверждение того, какой опасной является ситуация неравномерного развития остальных регионов Казахстана, где большинство являются дотационными и лишь несколько, в том числе Алматы, относятся к донорам бюджета.
В мегаполисе также сконцентрированы крупные банки и другие финансовые организации. Здесь расположены многочисленные учебные заведения и значительный демографический потенциал. Поэтому когда речь идет о катастрофическом эффекте домино от землетрясения, то в расчет должен браться не только прямой и косвенный материальный ущерб, связанный с разрушением городской инфраструктуры, но и ущерб, связанный с серьезным сокращением трудовых ресурсов в связи с гибелью людей. При этом мировой опыт показывает, что больше половины ущерба наносит не стихия, а так называемые вторичные факторы: утечки газа, пожары, выброс ядовитых химических веществ, сход селя и оползней в горной местности и т.д. Но готовы ли городские службы справиться с проблемой такого масштаба? И готово ли государство восстанавливать город в случае такой природной катастрофы? Ведь на это понадобятся колоссальные средства. И опять же сохраняется риск того, что в условиях коррупционных интересов часть этих средств могут разворовать, как это умудрялись делать во время пандемии.
Жареный петух
В Алматы уже разработали новую программу развития города до 2025 года. На ее реализацию потратят более триллиона бюджетных тенге. Деньги пойдут на замену водопроводов, строительство и ремонт дорог, закуп автобусов, систем видеонаблюдения, а также на образование и здравоохранение. Все это, конечно, хорошо и нужно. Но почему в этом плане нет статьи расходов на подготовку города к землетрясению? Ответы на эти и другие вопросы уже десятилетия висят в воздухе вне зависимости от того, кто занимает кресло акима Алматы. Опять же попахивает синдромом временщиков, когда все начинают шевелиться, только когда появится «жареный петух».
Понятно, что жизнь в сейсмоопасной зоне сопряжена с постоянным риском. Поэтому важно быть максимально готовым к тому, чего избежать невозможно. У чиновников и экстренных служб должен быть четкий алгоритм действий по спасению людей, ликвидации последствий. У правительства должен быть четкий план по спасению города в случае природной катастрофы и финансовые ресурсы для его быстрого восстановления. У жителей должна быть возможность спастись. И эту возможность должно обеспечить государство.
Надо строить крепкое жилье, сносить ветхое, укреплять плотины и готовить склады с запасами еды, воды и лекарств, обучать детей и взрослых, как вести себя в условиях ЧС и т.д. Все это поможет сохранить тысячи жизней и не превратит Алматы в большой могильник, а страну — в тонущий корабль, где образуются большие финансово-экономическая, демографическая и политическая пробоины.