Первомайский районный суд Бишкека разрешил экс-президенту Алмазбеку Атамбаеву выезд за пределы Кыргызстана на лечение.
Как сообщил «Азаттык», пока Атамбаев находится в колонии.
Судебная коллегия Верховного суда 14 февраля на закрытом заседании приняла решение направить на пересмотр дела в отношении Алмазбека Атамбаева.
В постановлении сообщается, что ходатайство адвокатов Замира Жоошева и Сергея Слесарева о возобновлении производства по уголовному делу по вновь открывшимся обстоятельствам было удовлетворено.
Отмечается, что постановления Верховного суда от 12 октября 2021 года и 15 марта 2022 года в отношении Атамбаева отменены.
В 2020 году Верховный суд отменил приговоры предыдущих инстанций по этому делу, согласно которым Атамбаев был осужден на 11 лет. Дело было направлено на новое рассмотрение в Первомайский районный суд города Бишкека. Однако 12 октября Верховный суд отменил свое решение после ходатайства Генпрокуратуры. Атамбаев вновь считался осужденным, дело по освобождению кримавторитета Батукаева рассматривалось в Верховном суде. 15 марта 2022 года Верховный суд вынес свое решение, оставив в силе приговор о лишении свободы на 11 лет. Среди более чем 10 фигурантов, проходивших по этому процессу, Алмазбек Атамбаев оказался единственным, кто получил тюремный срок.
Криминальный авторитет Азиз Батукаев, осужденный в 2006 году на 16 лет и 8 месяцев заключения с конфискацией имущества по обвинению в причастности к убийству, незаконном обороте и изготовлении оружия, а также организации массовых беспорядков, в 2013 году был досрочно освобожден из тюрьмы в Нарыне на основании заключения, что «страдает неизлечимым заболеванием». Сразу после этого он был доставлен в Бишкек со специальным сопровождением, откуда вылетел в город Грозный (Чечня, Россия).
В январе 2019 года МВД возобновило расследование по факту его незаконного освобождения и в октябре того же года передало дело в суд. Всего по этому делу обвинения были предъявлены 19 лицам, 14 из которых заключили сделку со следствием (10 из них оштрафованы).
В 2019 году Жогорку Кенеш лишил Алмазбека Атамбаева статуса экс-президента. Это решение вызвало недоумение в обществе, но дало возможность привлечь его к суду. В рамках этого дела 7-8 августа 2019 года в селе Кой-Таш прошли «мероприятия по принудительному приводу экс-президента на допрос». Тогда погиб сотрудник спецназа, а более 200 человек получили различные по тяжести травмы.
Алмазбек Атамбаев занимал пост президента КР в 2011-2017 годы.
Экс-президента Кыргызстана Алмазбека Атамбаева ближе к вечеру выпустили из колонии. Он заявил, что выедет из страны на лечение. По своим уголовным делам, Атамбаев заявил, что они «шиты белыми нитками».
Уже, приехав в свой дом в селе Кой-Таш, Атамбаев ответил на вопросы журналистов.
Алмазбек Атамбаев ответил на вопрос, каково ощущение вернуться домой снова после событий.
Как он сказал на пресс-конференции в своем доме в селе Кой-Таш, честно говоря, немножко и не верится, это большое счастье, когда есть дом, когда есть близкие.
«Это особенно ощущаешь в тюрьме, потому что есть люди, от которых семья или дети или жена или родители отвернулись, есть такие. Это трагедия», — сказал он.
Атамбаев рассказал, что видел заключенного которого жена бросила и у него «что-то замкнуло в голове».
«Это большое счастье, когда есть у тебя дом, большое счастье, когда у тебя есть такой народ, который болеет за тебя. Я очень благодарен своим сторонникам, я очень благодарен журналистам, скажу откровенно, потому что, даже те журналисты, на которых не подумав, подавал в суд за эти Дачи-Су, это на самом деле была неправда. Но я еще раз повторяю, я не подумал о том, что президенту нельзя судиться никогда с прессой, нельзя судиться с журналистами. Надо только помогать. Наша сила нашего народа — это именно сила в свободной прессе или в свободном обществе. И это надо сохранить», — сказал он.
Также Атамбаев, отвечая на вопрос журналистов, были ли переговоры с властями, с президентом, отметил, что когда вышел из тюрьмы, то сказал, что глава Социнтерна, премьер-министр Испании Педро Санчес помог.
«Как уже ранее я говорил, моему освобождению поспособствовали премьер-министр Испании Педро Санчос, председатель «Социнтерна» («Социалистический интернационал»). Но, если бы не было президента (Садыра Жапарова) и Камчыбека Ташиева… С их стороны это было правильное решение. Я же вышел. Откровенно говоря, я не верил, что выйду. Родным тоже сказал, чтобы не приходили, потому что в 2020 году так было. Верховный суд тогда отменил приговор, меня не выпустили. Я думал, и на этот раз так будет. По крайней мере, меня в одиночку не посадили, хотя бы шоу за стеклом не делали», — сказал он.
Экс-президент прокомментировал также вопрос, где его средства, о которых он раньше говорил.
«Я не говорил, что миллиардер. Я говорил «мульти», потому что у меня был не один миллион долларов. Вы знаете, на счету у Раи до сих пор есть деньги, они арестованы. И поверьте мне, что этот дом или вот земля моя, которую я купил в 90-годах, они стоят хороших денег. Больше того, даже мечеть, которую я построил в городе, стоит на моей территории. Некоторые возмущались: «Почему ты отдал 2 га под мечеть?». Предлагали мне там бабки сделать», — рассказал он.
Атамбаев отметил, что он очень богатый человек, потому что его фамилия теперь — это капитал.
Он также поблагодарил избирателей своих сыновей Сеида Атамбаева и Кадырбека Атамбаева.
«Я считаю, что я очень богатый человек, потому что столько у меня сторонников в стране», — сказал он.
Алмазбек Атамбаев прокомментировал дело об июньских событиях 2010 года.
По его словам, на скамье подсудимых должны сидеть другие люди.
В частности, считает Алмазбек Атамбаев, тот, кто отпустил лидера узбекской диаспоры Кадыржана Батырова. «Если конкретно брать дело, то первая зацепка есть — кто выпустил Кадыржана Батырова. В деле есть показания некоторых политиков о том, кто выпускал, кто приказ давал», — сказал он.
Атамбаев также прокомментировал показания экс-депутата парламента Жылдызкан Джолдошевой о том, что та в 2010-м предупреждала членов временного правительства о предстоящей трагедии.
«Во-первых, у нас было распределение обязанностей во временном правительстве, я отвечал за север. Спросите у членов ВП. Началось на севере — в Маевке, Караколе, пытались в Бишкеке (учинить беспорядки). Когда началось в Маевке, я сидел с Нурсултаном Назарбаевым и разговаривал, мне позвонила Роза Отунбаева, умоляла прилететь. Я прилетел, и мы без милиции остановили беспорядки. И, поверьте мне, трудно найти черную кошку в темной комнате. Я не боюсь этих дел против меня», — сказал он.
Алмазбек Атамбаев прокомментировал вопрос о независимости судей во время своего правления.
По словам Атамбаева, он задумывался над этим вопросом. Сидя в тюрьме, бывший глава государства слышал, что некоторые чиновники пользовались его именем.
«Я слышал, что от моего имени давали команды. Я лично не давал таких указаний: суди того, сажай этого. Честно говоря, у меня мобильного телефона не было. Я другой человек, в такие дела не лез. Конечно, есть те, кто пользовался моим именем», — сказал он.
Алмазбек Атамбаев также добавил, что не хочет возвращаться в политику.
«Если бы хотел, в 2020 году еще сел бы на должность, когда ГКНБ захватывал народ. Но у меня таких мыслей нет. Но иногда ты от безысходности идешь в политику. Поэтому молю бога, чтобы никто меня в политику не тащил. Я мирный человек, но, когда задевают мою семью, даю сдачи», — отметил он.
Экс-резидент также вновь заметил, что не собирается никому мстить, даже Сооронбаю Жээнбекову.
«Ничего не боюсь, кроме бога. Думал, все будет хорошо. Никогда бы не променял место в камере на место того же моего бывшего друга Соке (Сооронбая Жээнбекова) в резиденции. Наверное, он обидится, но, когда говорят заключенному, что он как Соке, тот обижается. У людей разные ценности», — подчеркнул он.
Алмазбек Атамбаев напомнил, что за месяц до событий, произошедших в августе 2019-го, ему предлагали остаться в другой стране.
«Когда меня спрашивают: «Почему вы не уехали, а остались?», отвечаю: мне важно было сохранить честь своей семьи, свою честь. Я знал, что, возможно, меня убьют, но хотел, чтобы мои близкие ходили спокойно. Пока такие, как Эркебек Аширходжаев, сидят у власти, они всегда придумают попытку госпереворота. Дело занесут президенту, убедят, уговорят. Надо от таких кадров избавляться, нужна реформа правоохранительных органов», — заключил экс-глава государства.
Касаясь «Кемпирабаского дела», Атамбаев отметил, что не нужно было сажать (активистов и политиков — ред).
«Я понимаю, что двигало, наверное, в первую очередь, стремление, и правильное стремление, решить вопрос с границами с Узбекистаном. На самом деле это очень большой и важный шаг с учетом состояния отношений с Таджикистаном. Радует на самом деле. Но тут надо было как-то обойтись по-другому», — сказал Атамбаев, комментируя соглашения с Узбекистаном.
По его словам, нужно было обойтись без посадок и надо было привести более убедительные доводы. «Потому что, когда сажают людей, все думают, что нет доводов и надо посадить. Это историческое решение. И хорошо, что у нас сосед не президент Каримов, а Мирзиёев. Знаю отношение Мирзиеева к Кыргызстану и народу Кыргызстана. Этим надо дорожить», — отметил Атамбаев.