28 декабря 2022 года, Конституционный суд рассмотрел запрос судьи Сабыровой Жыпар о проверке конституционности статьи 178 Уголовного кодекса Кыргызской Республики. Об этом сообщает пресс-служба судебного органа.
Конституционный суд пришёл к выводу, что оспариваемое нормативное положение не противоречит части 3 статьи 58 Конституции страны.
Орган конституционного контроля в своём решении отметил, что в целях установления гарантий осуществления защиты прав и законных интересов несовершеннолетних детей, в случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по их содержанию, законодателем предусмотрены меры государственного принуждения (юридической ответственности) семейно-правового, гражданско-правового и уголовно-правового порядка, которые рассматриваются как взаимодополняющие.
К условиям же наступления уголовной ответственности следует отнести общественно-опасный вред, определяемый в материальных потерях получателя алиментов, возникший в результате несвоевременной выплаты или отсутствии выплаты алиментов; противоправность поведения плательщика алиментов; причинно-следственную связь между намеренным поведением правонарушителя и наступившими последствиями; виновность правонарушителя.
Период неуплаты должен быть не меньше трех месяцев подряд или суммарно в течение одного года в рамках возбужденного исполнительного производства.
То есть, как указано в решении преступление будет окончено в связи с обнаружением факта неуплаты алиментов в течение трех месяцев подряд или суммарно в течение одного года либо в связи с добровольным прекращением лицом неуплаты алиментов по истечении указанных сроков.
В этой связи, наличие ответственности в прошлом, по которой нарушитель уже был наказан, не освобождает его от привлечения в дальнейшем к уголовной ответственности за совершение подобных действий. Разграничение различных правонарушений должно производиться по предмету регулирования, а не по его субъекту.
Конституционный суд считает, что все противоправные деяния, совокупность которых на определенном этапе объявляется законодателем преступной абсолютно по механическому признаку повторяемости и накоплению самостоятельных нарушений, никоим образом не связаны между собой; они разные: каждый раз воля лица, совершившего это правонарушение, реализуется в указанном отдельном правонарушении до конца. Следовательно, преступления составляют несколько самостоятельных, окончательно исполненных правонарушений, не связанных между собой умыслом лица. Умысел на каждое правонарушение возникает отдельно и реализуется полностью, окончательно.
В этой связи, при возникновении новых задолженностей по алиментным обязательствам у лиц, ранее осужденных за уклонение от содержания детей, образуют состав нового преступления, предусмотренного статьей 178 УК.
Конституционный суд, наряду с вышеизложенным, отмечает, что действующее правовое регулирование, установленное статьей 178 УК, не может обеспечить достижение целей уголовной ответственности, поскольку не содержит в себе механизм назначения дифференцированных наказаний, предусматривающий диапазон наказаний, в том числе в соответствии с квалифицирующими, отягчающими признаками. К указанным признакам можно отнести такие как кратность превышения суммы задолженности свыше определенного периода в суммарном эквиваленте (например, те же действия, повлекшие суммы задолженности превышающие сроки выплат равные двум или более годам).
Отсутствие законодательного установления уголовной ответственности и наказания без учета личности виновного и иных обстоятельств, имеющих объективное и разумное обоснование, его поведения после совершения преступления и отбытия наказания, если таковое уже назначалось ранее, а также иных характеризующих личность обстоятельств, заслуживающих внимания и требующих адекватной оценки последствий, не должно приводить к применению одинаковых мер ответственности за различные степени общественно опасных деяний, что по сути противоречит конституционным принципам справедливости и гуманизма.
Содержание детей предполагает весьма длительный срок (до достижения совершеннолетия), а режим действия охраны их интересов со стороны уголовного закона имеет постоянный характер.
Это предполагает, что система наказаний должна быть выстроена в иерархической последовательности в зависимости от их функционального назначения, с учетом сравнительной тяжести совершенного деяния.
Учитывая изложенное, Конституционный суд отметил, что уголовное законодательство должно содержать необходимые правовые инструменты, позволяющие учитывать характер преступления, его опасность для защищаемых Конституцией и уголовным законом ценностей.
Усиление уголовной ответственности с учетом всевозможных квалифицированных составов преступления по алиментным обязательствам будет адекватно конституционным принципам юридической ответственности и гарантиям личности в ее публично-правовых отношениях с государством.