«Кыргызстан не должен стать платформой для обхода санкций Россией». Представитель ЕС об аномальном росте торговли и подозрениях

Автор -
222

Евросоюз ввел уже 10 пакетов санкций против России после ее вторжения в Украину. Теперь европейские политики намерены сфокусироваться на контроле над соблюдением санкций и их применении. Одна из мер – обсуждение с отдельными странами путей недопущения обхода ограничений.

В этом контексте европейские дипломаты обращают внимание на рост в разы экспорта товаров из ЕС в страны Центральной Азии, в том числе в Кыргызстан. Причем значительный рост зафиксирован по товарным позициям, ввоз которых запрещен в Россию. Также обеспокоенность у стран, присоединившимся к антироссийским санкциям, вызывает рост экспорта в эти страны так называемых товаров двойного назначения.

Специальный представитель по санкциям Европейского союза Дэвид О’Салливан прибыл в Кыргызстан для обсуждения этой темы с представителями правительства. В эксклюзивном интервью «Азаттыку» он рассказал, какими могут быть последствия, если Кыргызстан уличат в помощи в обходе санкций Россией и почему санкции против России – это надолго.

«Азаттык»: До визита в Кыргызстан вы посетили Турцию, Объединенные Арабские Эмираты и Пакистан. Также вы намерены посетить Узбекистан, Казахстан, Армению и Грузию. Расскажите об основной цели этих визитов.

Дэвид О’Салливан: Вот уже больше года продолжается война в Украине, которую развязала Россия. В этой связи мы ввели беспрецедентные санкции, которые ранее не вводились. Сейчас мы будем фокусировать на имплементации, применении, исполнении этих санкций в самих странах Евросоюза. Плюс к этому нам необходимо провести диалог, обсудить этот вопрос со странами, через которые, как мы полагаем, может происходить обход санкций. Потому что за последнее время произошел большой рост экспорта из ЕС в определенные страны тех товаров, которые мы ранее поставляли в Россию и которые сейчас не поставляются. Цель моих визитов состоит в том, чтобы открыть диалог с этими странами, чтобы определить, имеет ли место обход санкций, если да, то каким образом его остановить.

Мы особо обеспокоены так называемыми товарами двойного назначения и передовыми технологиями, которые потенциально могут использоваться для военных целей. Рост экспорта этих товаров составил 700%.
Дэвид О’Салливан

«Азаттык»: Ранее вы заявили, что экспорт из Европы вырос на 300%. Хочу уточнить, вы имеете ввиду рост экспорта в отдельные страны или конкретно в Кыргызстан?

Дэвид О’Салливан: Цифра «более 300%» относится именно к Кыргызстану. Отмечается большой рост и в другие страны, в такие как ОАЭ, Казахстан, Узбекистан, Армения, Грузия и Сербия. Рост идет именно по тем товарам, которые поставляли в Россию, но сейчас не поставляем.

«Азаттык»: Какие товары ввозятся из Евросоюза в Кыргызстан – товары народного потребления или продукция военного назначения?

Дэвид О’Салливан: Более 300% — это все подсанкционные товары. Но мы особо обеспокоены так называемыми товарами двойного назначения и также передовыми технологиями, которые потенциально могут использоваться для военных целей. Рост экспорта этих товаров составил 700%.

«Азаттык»: Ранее вы сказали, что некоторые страны не должны стать инструментом России для обхода санкций. Если выявятся такие операции, какие меры будут предприняты против стран, помогающих России в обходе санкций?

Дэвид О’Салливан: Прежде всего, мы должны определить, каким образом используются товары, ввозимые из Европы – используются здесь, реэкпортируются в третьи страны, кроме России, или экспортируются в РФ. Если в Россию, то с нашей стороны будет запрос к той или иной стране о недопущении реэкспорта, потому что Кыргызстан и другие страны говорили, что они придерживаются нейтралитета, и они не хотят, чтобы их территории использовались в качестве платформы для обхода санкций.

«Азаттык»: Вы встречались с официальными лицами Кыргызстана для обсуждения темы принятия мер для недопущения обхода санкций со стороны России?

Дэвид О’Салливан: Да, вчера я провел хорошую встречу с министром экономики с другими органами, задействованными в этом вопросе, такими как таможенная, пограничная и служба по мониторингу передвижения товаров. У нас состоялся очень плодотворный обмен мнениями, мы договорились о дальнейших действиях на техническом уровне с тем, чтобы определить масштабы проблем и потенциальные меры, которые могут быть приняты.

«Азаттык»: Европейский банк реконструкции и развития сообщал, что

У нас есть подозрения, что многие товары не приходят в страну назначения и остаются в России. Дэвид О’Салливан

отмечается рост экспорта из стран Центральной Азии в Россию компьютеров, автомобилей, комплектующих от стиральных машин. У вас есть конкретная информация — какие именно товары экспортируются?

Дэвид О’Салливан: У нас есть очень точная информация о нашем экспорте в Центральную Азию, но у нас нет точной информации о реэкспорте этой продукции в Россию. Поэтому нам нужно получить более точные данные с тем, чтобы прийти к дальнейшим действиям и взаимоприемлемым решениям.

Также я хотел бы отметить важность транзита товаров из Европы в страны Центральной Азии через Россию. У нас есть подозрения, что многие товары не приходят в страну назначения и остаются в России. Мы хотели бы обсудить и этот вопрос, чтобы внедрить соответствующую систему, которая позволила бы отслеживать конечный пункт доставки товаров из Европы.

«Азаттык»: Что последует, если будет точно установлено, что Кыргызстан и страны Центральной Азии занимаются реэкспортом в Россию и Беларусь?

Дэвид О’Салливан: Если мы точно определим, что эти товары реэкспортируются в Россию, мы попросим органы власти Кыргызстана прекратить и не допускать этого. Мы уважаем решение Кыргызстана не присоединяться к нашим санкциям, но в то же время мы хотели бы обратить внимание на то, что Кыргызстан заявлял, что не хотел бы быть платформой для обхода санкций. И мы очень внимательно будем отслеживать те товары, которые могут использоваться в военных целях.

«Азаттык»: Существует ли угроза введения санкций против Кыргызстана?

Дэвид О’Салливан: Такое развитие событий для Кыргызстана очень маловероятно. Как я уже говорил, мы будем стремиться к тому, чтобы в конструктивном диалоге найти решения для воспрепятствования реэкспорту таких товаров в Россию. Например, запрет транзита товаров двойного назначения или наложение санкций на конкретные предприятия, организации. Но это все будет реализовываться в духе партнерства, сотрудничества, чтобы мы принимали взаимоприемлемые решения.

«Азаттык»: Война в Украине продолжается. Как будет развиваться далее санкционная политика Евросоюза по отношению к России?

Дэвид О’Салливан: На данный момент из-за вторжения в Украину против России приняты беспрецедентные санкции. В ближайшее время фокус будет на применении и соблюдении этих санкций, чтобы Россия не получала передовые технологии для своего вооружения, чтобы сократились ее доходы, чтобы Россия понесла большие экономические расходы. Но я не исключаю, что могут потребоваться дополнительные санкции, потому что они с нами надолго, и мы должны привыкать жить в новой реальности. Другие страны тоже должны будут корректировать свою политику, свои экономические связи с учетом санкций, которые будут в силе многие годы.

Поделиться