Автозаправочные станции держат дизельное топливо на нефтебазах и создают тем самым дефицит в Казахстане, заявил председатель правления национальной компании «КазМунайГаз» Магзум Мирзагалиев на заседании Координационного центра, сообщает агентство КазТАГ.
«Дефицит, который возник в последние дни, связан с тем, что владельцы АЗС держат топливо на нефтебазах в ожидании предстоящего сокращения диспаритета цен. На частных нефтебазах удерживается 73 процентов от имеющегося в наличии объёма дизтоплива по стране», — заявил Магзум Мирзагалиев.
По информации министра энергетики Алмасадама Саткалиева, совокупные запасы дизельного топлива в республике составляют 309 тысяч тонн. В апреле ожидается производство ещё 441 тысячи тонн. Общий объём дизеля в текущем месяце составит порядка 750 тысяч тонн, а прогнозное потребление — около 510 тысяч тонн с учётом нужд сельхозпроизводителей и КТЖ.
На 7 апреля дизельное топливо отсутствовало на 415 АЗС, что составляет порядка 13 процентов от общего количества — 3163 объектов.
«За прошедшую неделю было проанализировано более трёх тысяч заправочных станций, особое внимание при этом уделено объектам, где имеются остатки топлива, но при этом снижается реализация. То есть отмечаются признаки ограничения продажи. Всего по стране выявили 152 такие АЗС. По всем фактам принимаются меры реагирования», — сообщил вице-министр финансов Ержан Биржанов.
В правительстве отметили, что «спекуляции с ГСМ и «придерживание» топлива на нефтебазах категорически недопустимы, так как это напрямую влияет на энергетическую безопасность страны».
«При выявлении фактов неотпуска ГСМ при его наличии — не «церемониться» и наказывать по всей строгости закона. «КазМунайГазу» и КТЖ необходимо обеспечить своевременную и полноценную отгрузку и доставку с заводов заявленных объёмов ГСМ, в особенности дизельного топлива», — поручил первый заместителя премьер-министра Роман Скляр.
На прошлой неделе представители правительства выступили за повышение цен на определённые виды услуг в сфере энергетики. Сначала министерство энергетики приняло решение повысить предельные цены на бензин на 11 процентов и на дизельное топливо на 20 процентов. Решение объяснили мерой для предотвращения дефицита ГСМ. Основными факторами дефицита в министерстве называют транзитный автотранспорт, а также «серый» экспорт в соседние страны.
На следующий день в Минэнерго заявили о планах повысить цены на автогаз в Алматы и нескольких регионах, объясняя это тем, что «низкие цены на газ приводят к его нерациональному использованию».
Премьер-министр Казахстана Алихан Смаилов 4 апреля, разъясняя ситуацию с предстоящим повышением цен на топливо, заявил, что это «непростое решение, но вынужденное».
После своего решения поднять цены на ГСМ правительство поручило региональным штабам провести обследование нефтебаз для недопущения искусственного дефицита ГСМ.
В марте в соцсетях стала появляться информация о том, что некоторые АЗС в Алматы продают дизельное топливо по талонам. В том же месяце начались обсуждения темы возможного повышения цен на топливо в стране. Власти на тот момент опровергали эту информацию.
После решения правительства о поднятии цен на ГСМ среди казахстанской общественности высказываются о рисках роста цен в других сферах по цепной реакции.
Нацбанк Казахстана признал, что поднятие цен на ГСМ может оказать проинфляционное давление, однако это решение правительства поддерживал.