В Национальной телерадиокорпорации (НТРК) прокомментировали интервью беглого бывшего президента Курманбека Бакиева, которое он дал председателю Совета аксакалов Народного курултая, сотруднику гостелеканала Кадыру Кошалиеву. Об этом сообщает Азаттык.
По словам продюсера НТРК Алмаза Касымалиева, Кадыр Кошалиев не сообщил руководству телеканала о планах провести интервью с Бакиевым.
«Это не было запланировано. Мне как руководителю редакции он не сообщил, что собирается это снимать. Позже он сказал, что у него есть такой материал и что он предлагает его нам. Я спросил, почему это не было заранее обсуждено. На этом вопрос был закрыт», — сказал Касымалиев.
Он добавил, что для съемок интервью НТРК не выделял сотрудников, средств и техники.
15 мая на просторах Интернета появилось интервью бывшего президента КР Курманбека Бакиева, заочно осужденного в Кыргызстане на длительный срок заключения. Беседовал с ним председатель Совета аксакалов Народного курултая, сотрудник гостелеканала Кадыр Кошалиев. Сам он сообщил, что на сегодня он работает в НТРК, и в рамках проекта «Кыргыз ааламы» запланированы интервью со всеми бывшими главами Кыргызстана.
В обществе появление такого интервью подверглось критике, в частности участники апрельских событий 2010 года назвали это попыткой «оправдать семью Бакиевых».
В своем 50-минутном интервью Курманбек Бакиев рассказал, в каком состоянии были экономика и производство Кыргызстана в период его правления, а также ответил на вопросы о своей причастности к кровопролитным событиям того времени. Он также добавил, что готов принять участие в судебном разбирательстве по апрельским событиям 2010 года, но в формате онлайн, из Беларуси:
«Пусть судебный процесс будет открытым. Чтобы из Кыргызстана принимали участие судьи, прокуроры и другие желающие, я тоже приму участие. Когда я 8 апреля 2010 года, сразу после переворота, отправился в Джалал-Абад, то сразу предложил провести международное расследование. Все те девять дней, что я там находился, я абсолютно был убежден: все это было осуществлено при поддержке другого государства».
Бакиев подчеркнул, что «7 апреля 2010 года произошел заранее спланированный переворот», но кто его реализовал, он не уточнил.
Отвечая же на вопросы о заказных убийствах, которые произошли в период его президентства, Курманбек Бакиев заявил, что это было связано с криминалом и наркоторговлей, «но не с политикой».
Одним из тех, чье имя упомянул в этом интервью бывший президент КР, стал тогдашний депутат Жогорку Кенеша Жыргалбек Сурабалдиев, убитый 10 июня 2005 года в самом центре Бишкека.
Его дочь ‒ Эльвира Сурабалдиева — сейчас депутат парламента КР. Она не скрывает своего недовольства тем, что в последнее время, по ее мнению, предпринимается все больше попыток реабилитировать членов семьи Бакиевых:
«Я просто шокирована. Почему председатель Совета аксакалов берет интервью? Это уму непостижимо. Он (Курманбек Бакиев – прим. ред.) расстрелял 100 человек в попытке сохранить свою власть, а до этого давал указания убивать политиков. И теперь он переложил вину на криминалитет. Побоялся бы бога».
Участник апрельских событий 2010 года, бывший депутат Жогорку Кенеша Мээрбек Мискенбаев говорит, что «на сегодня в стране есть политические силы, которые хотят добиться оправдания Курманбека Бакиева с целью его возвращения в страну». Но общественность, по его словам, этого не допустит:
«Народ вышел на протест и прогнал Бакиевых. Люди жили в нищете, их терпение лопнуло, поэтому они вышли. А он не говорит об этом и продолжает рассказывать все те же сказки. Все это попытки обелить себя. В нынешней власти есть люди, которые заинтересованы в том, чтобы его реабилитировали. И мы знаем этих персон. В Дубае [на встрече всех президентов КР] помешал Алмазбек Атамбаев. И теперь начался второй этап процесса оправдания Бакиева».
Напомним, в феврале этого года большой резонанс вызвала встреча нынешнего и бывших президентов КР в Дубае (ОАЭ). Позже глава государства Садыр Жапаров в интервью государственному информационному агентству «Кабар» заявил, что «в отношении Бакиева есть решение суда». «Если вернется, он должен быть задержан. Мы должны подчиняться решению суда», ‒ подчеркнул он.