Экологическое образование играет важную роль в формировании современного человека. Оно должно начинаться с детства, согласно концепции непрерывного экологического образования.
Раннее начало этого процесса может существенно способствовать формированию ответственности по отношению к природе.
Однако необходимо учитывать, что каждый возраст имеет свою специфику обучения и воспитания, и подходы, эффективные для одного возраста, могут быть не подходящими для другого.
Что же нужно знать при обучении и воспитании экологических норм для самых маленьких? Давайте разберемся!
Если мы говорим о формировании экологически грамотной личности с самого рождения, то важно учитывать следующие качества личности:
- Уважение ко всем живым существам.
- Понимание ценности каждого живого существа, включая человека.
- Сопереживание и умение разделять положительные и отрицательные эмоции.
- Понимание хрупкости окружающей нас действительности.
Только вместе с развитием этих общечеловеческих качеств можно формировать экологическую ответственность и грамотность у детей.
Для достижения этой цели существуют различные методы. Специалисты выделяют два блока методов в области дошкольного экологического образования: социальные и соревновательные. Некоторые методы могут объединять оба подхода одновременно, например, экологические игры.
Экологические игры имеют важное развивающее значение для дошкольников. Они могут быть подвижными, сюжетно-подвижными или дидактическими (настольными, словесными и т.д.). В таких играх центральное значение имеют правила, которые активизируют ребенка, развивая его внимание, реакцию и способность следовать инструкциям.
Существуют разные типы дидактических игр, такие как игры с предметами, настольно-печатные игры и словесные игры. Предметные игры, использующие народные дидактические игрушки и природные материал. Игровая среда позволяет создать положительный эмоциональный фон для формирования эстетических чувств детей, используя в играх естественные природные объекты, их изображения.
Итак, игра – это замечательное средство экологического воспитания самых маленьких. Это не только развлечение, но и метод, при помощи которого маленькие дети знакомятся с окружающим миром. Чем меньше дети, тем чаще игра применяется как метод образовательно-воспитательной работы с ними.
Данный материал подготовлен в рамках кыргызско-германско-швейцарской программы «Зеленая экономика и устойчивое развитие частного сектора в КР», имплементируемая GIZ.