Комитет по конституционному законодательству, государственному устройству, судебно-правовым вопросам и Регламенту Жогорку Кенеша рассмотрел и одобрил проект конституционного Закона «О внесении изменений в конституционный Закон Кыргызской Республики «О прокуратуре Кыргызской Республики» в первом чтении.
Инициатор проекта закона, как сообщает пресс-служба ЖК КР, президент Кыргызстана. Информацию о проекте закона представил министр юстиции Аяз Баетов. По его словам, законопроект разработан в целях исключения полномочий органов прокуратуры, выходящих за пределы прокурорского надзора, в том числе как противоречащие отдельным нормам Конституции. Исключение следственных функций у органов прокуратуры создаст необходимые условия для эффективной реализации полномочий прокуроров по надзору за процессуальной деятельностью органов, осуществляющими досудебное производство, усиления взаимодействия следственных органов с органами прокуратуры, позволит повысить объективность следствия, тем самым обеспечивая законность в сфере уголовного судопроизводства и неукоснительное соблюдение конституционных прав граждан.
Депутат Гуля Кожокулова отметила, что в проекте закона обозначено, что исключение следственных функций у органов прокуратуры предлагается в целях недопущения конфликта интересов между органами национальной безопасности и органами внутренних дел. «Какой конфликт интересов есть между данными органами?» — подчеркнула Гуля Кожокулова, отметив, что нельзя перекраивать всю систему. Представитель МВД отметил, что нет никаких конфликтов между органами национальной безопасности и органами внутренних дел.
Вот что сообщают СМИ: Депутат Гуля Кожокулова считает, что документ направлен на разрушение надзорной системы.
«Следственные функции прокуратуры передаются в ГКНБ. Госкомитет национальной безопасности сейчас занимается всем, они ходят к налоговикам и другим. Это разве функции органов национальной безопасности? В справке-обосновании пишут, что это делается для того, чтобы исключить конфликт интересов и устранить проблемы. Какой конфликт? Урезание полномочий не решит конфликты. Одним махом все убираете. Следственные полномочия у Военной прокуратуры остаются, а у других органов прокуратуры их отнимаете. Должностное лицо сегодня есть, а завтра нет. Не надо менять закон под одного человека. Вы не реформируете, а просто ломаете систему», — обратилась она к министру юстиции Аязу Баетову.
Чиновник ответил, что законопроект направлен на обеспечение системы сдержек и противовесов.
По его словам, сейчас прокуратура сама выявляет нарушение, ведет следствие и осуществляет надзор. Вся власть сконцентрирована в одних руках.
Как сообщает пресс-служба ЖК, депутат Дастанбек Джумабеков вопрошал, не будет ли противоречить нормам Конституции КР исключение следственных функций у органов прокуратуры, отметив, что в соответствии с Основным законом уголовное преследование осуществляет прокуратура. Депутаты Мейкинбек Абдалиев, Нурбек Сыдыгалиев уточнили позиции по данному проекту закона у представителей Генеральной прокуратуры, МВД, ГКНБ. Представители данных органов отметили, что они внесли свои предложения и замечания к проекту закона.
Из сообщений СМИ:
Правда ли, что в МВД откроют 5-е управление, спросил депутат Чынгыз Ажибаев у замглавы МВД Эркебека Аширходжаева.По словам депутата, в истории был случай, когда между разными органами шла война.
«Раньше МВД и ГКНБ занимались расследованием дел. Было 5-е Управление и Финпол. Между ними была война. Если пройдет законопроект о прокуратуре, такого не должно быть. Правда ли, что в МВД снова откроют 5-е управление? Работаете над этим?» — спросил Ажибаев.
Аширходжаев ответил, что в зависимости от того, примут ли поправки в УПК, МВД будет рассматривать необходимость в открытии 5-го управления.
Депутат отметил, что один орган должен работать в одном направлении.
Замминистра внутренних дел сказал, что никакой войны и конфликта интересов между правоохранительными органами из-за дел нет.
Председатель Комитета Чолпон Султанбекова предложила рассмотреть вопрос о создании Следственного комитета.