Как законно обогащаться за счет ошибок и просчетов продавцов дорогостоящих товаров

Автор -

В 1988 году на День благодарения Стив Белкин полетел рейсом United Airlines туда и обратно Лос-Анджелес — Кливленд с остановками в Денвере и Чикаго. Расстояние полета составило около 4200 миль, стоимость билета экономкласса $250. Перед полетом на его счете в программе United Mileage Plus было лишь 10 000 накопленных миль и никакого элитного статуса. В следующие выходные, когда он проверил свой счет, у него было 1 035 000 миль и элитный статус высшего уровня Premier Executive for Life, то есть пожизненный, рассказывает ForbesLife.

Нам знакомы авиапроделки Фрэнка Абигнейла, сыгранного Леонардо Ди Каприо в фильме «Поймай меня, если сможешь». Тот выдавал себя за пилота авиакомпаний, чтобы обналичивать чеки и бесплатно летать. От упоминания имени Белкина люди в авиабизнесе тоже вздрагивали, хотя ничего нелегального Стив не делал. Он просто был внимательным, хорошо умел считать и знал, у кого попросить взаймы, чтобы провернуть несколько схем. Недавно вышла его автобиография, в ней он делится самым запомнившимся. «Клиентами» Белкина были не только авиакомпании, но и другие бизнесы, пытавшиеся использовать раздачу авиамиль в качестве маркетингового хода, например отели и производители газировки.

Наиболее известен он схемой в Таиланде. Увидев, что Thai Airways, член альянса Star Alliance, предлагает по акции дешевые ($8) билеты на местные перелеты, зачисляя на них много премиальных миль, Стив проверил, можно ли их использовать для полетов на самолетах других членов альянса. Так оно и было. Прилетев в Чиангмай, он нанял 20 тайцев (10 инвалидов и 10 полуграмотных крестьян), чтобы они за скромное, но адекватное вознаграждение совершили 200 таких перелетов в течение месяца. И все получилось, хотя и не без заминки. К калекам в Таиланде относятся плохо, считая увечья кармическим воздаянием. Более того, многие верят, что такие люди и окружающим могут карму испортить. Экипажи самолетов взмолились о том, чтобы «особенные» сотрудники Белкина летали не скопом, а поодиночке. Это несколько удлинило процесс.

В упомянутой первой схеме Белкин тоже использовал команду — 22 начинающих актера из Лос-Анджелеса, которые проделали тот же маршрут… под его именем. Тогда документы при посадке не проверяли. Если перемножить это на спецпредложение и странную систему счисления миль United Airlines, то именно так дерзкий Стив заработал себе мили на 13 полетов бизнес-классом. Учитывая, что актерам он не платил, каждый такой элитный перелет обошелся ему всего в $442 при средней цене в авиакассе $6000.

Иногда ему и трудиться не приходилось. Нидерландская KLM захотела привлечь к себе часто летающих клиентов обанкротившейся бельгийской Sabena и написала, что желающие могут получить себе столько же авиамиль, сколько у них на счету. Но забыла указать, что это относится лишь к держателям миль Sabena. Целый ряд внимательных авиапутешественников с мильными аккаунтами в других компаниях заявили, что тоже рассчитывают на эту акцию, хотя их авиакомпании были в порядке. KLM пришлось одарить и их.

И Стив не один такой — охотники за просчетами обитают на сайте FlyerTalk, где делятся своими находками и схемами. Так, они обнаружили ошибку «Аэрофлота»: билет бизнес-класса Дубай — Торонто с пересадкой в Москве продавался за $567. Очевидно, кто-то недопечатал ноль в конце. Впрочем, пишет автор, сейчас авиакомпании стали, во-первых, более внимательными, используя программы и алгоритмы, чтобы отслеживать необычную активность клиентов с мильными аккаунтами, и свернув программы лояльности в прежнем виде. Теперь их интересуют не часто летающие, но много тратящие клиенты. Именно из-за них возможна докупка миль или прямое повышение в классе за деньги.

В другой книге, «Добывая «Биркин», недавно изданной в России, своими откровениями о методах обогащения на люксовом бренде делится Майкл Тонелло, стилист из США, переехавший в 2001-м в Барселону. Год важен, так как Майкл начинал свое дело в эпоху, когда интернет был еще относительно юн. В первое время на новом месте модному Тонелло пришлось распродавать на eBay свой немаленький гардероб стильных вещей. Неожиданно выяснилось, что шелковые платки Hermès — ходовой товар у американских коллекционеров. В то время у фирмы не было онлайн-магазина, а сеть ее бутиков в Америке была не слишком развита. Увидев ажиотажный спрос, молодой человек начал скупать и перепродавать платки онлайн. В Европе ему удавалось находить изделия из старых коллекций и ограниченные серии.

Он вышел на новый уровень, когда узнал, что святым Граалем коллекционирования предметов Hermès являются сумки Birkin. Случайно купив первую такую за €18 000, Тонелло заработал на ней на аукционе €5000 прибыли. Цена сумки Birkin колеблется от $7000 (базовая модель из кожи) примерно до $100 000 (модель «Персидская принцесса»). Но есть нюанс: в компании утверждают, что для ее покупки нужно записываться в лист ожидания, срок пребывания в нем составляет от года до двух лет. Тем не менее одну Майкл купил сразу.

Как это удалось? Оказывается, продавцы соглашались расстаться с часто не выставленной на продажу драгоценностью, стоило лишь покупателю сперва набрать другого товара в их магазине (тех же платков и палантинов). Причем в Европе этот порог составлял $1000, а на Манхэттене — $3000. Набрав вещей на $3000, можно купить экземпляр с витрины, даже если указано, что «товар зарезервирован». Этот подход стал формулой успеха Тонелло. В Италии же, как выяснилось, можно и вовсе ничего предварительно не покупать, но договориться с продавцом и купить сумку, дав ему €200 наличными в конверте.

Масштабировав бизнес с помощью наемной рабочей силы (проинструктированной и снабженной деньгами для покупок) на всю Европу, предприниматель стал уважаемым поставщиком коллекционеров и почитателей сумок Birkin. Однако конец его бизнесу в середине 2000-х принесло не расширение сбытовой сети и присутствия в интернете Hermès, а… выгорание.

Поделиться