В Международном университете гуманитарных наук и развития (МУГНиР) в Ашхабаде начали проводить линейки, напоминающие языческие поклонения ректору. А на лекциях по политологии рассказывают о преимуществах Северной Кореи перед Западом. Студентов поучают почти дословной цитатой из Оруэлла — «Big brother is watching you». Когда-то этот вуз был основан как «западный», пишет turkmen.news.
Ректору шохрат!
В декабре 2022 года turkmen.news уже писал о ежедневных линейках, которые студентам МУГНиР приходится выстаивать даже на морозе. Как сообщают источники в вузе, теперь к этим линейкам добавились особые, «ректорские». В апреле ректор Эсен Айдогдыев объявил, что раз в месяц на построение должны являться абсолютно все, в том числе обычно освобожденные от этой обязанности замужние студентки и учащиеся, у которых нет первой пары. Обычные линейки проходят в 7-8 часов утра, а на «ректорские» надо приходить между 5 и 6 часами. Пришедшим позже 6 утра грозит строгий выговор.
Линейки проводятся на небольшом пятачке перед столовой. На обычных ежедневных построениях там находятся студенты одного только экономического факультета. Но раз в месяц туда должны уместиться все 1,5-1,6 тысячи учащихся вуза. Плотность толпы составляет примерно пять человек на квадратный метр. Заместители деканов втискивают в толпу вновь прибывших. Если что-то случится и возникнет паника, может произойти смертельная давка.
Вместе со студентами на пятачок приходит все руководство вуза, а в 6:30 утра перед толпой появляется лично Айдогдыев. Он делает различные объявления. Деканы отчитываются перед ним: сколько студентов отчислили, сколько получили выговоры. Объявляются результаты олимпиад.
«Это выглядит так, как будто хан вышел побеседовать с своим народом, — рассказывает источник. — А еще это похоже на заседания правительства, которые показывают по телевизору. Деканы отчитываются перед ректором, как хякимы и министры перед президентом».
А на подкурсе LLD (language learning department) к ректору учат обращаться исключительно «sir». То есть ему нельзя говорить просто «good morning», а надо обязательно добавлять: «good morning, sir!». В английском языке это означает почтительность.
«Стадо в загоне»
О ханах и президентах студенты узнают на лекциях по политологии, которые читает заместитель декана факультета социальных наук Вепа Довлетгельдыев. Это тот редкий случай, когда мысли сторонников туркменского режима озвучиваются вслух, и можно хотя бы попытаться понять, как они выстраивают свою картину мира.
Довлетгельдыев говорит, что государственные СМИ транслируют только хорошие новости, чтобы в обществе сохранялся позитивный настрой. Он выражает уверенность, что в Туркменистане люди почти не совершают преступления, потому что не видят таких примеров по телевидению и даже не задумываются о подобном. Водители тоже якобы не попадают в ДТП, потому что настроены позитивно, не нервничая из-за плохих новостей.
Отметим, что на преступления людей чаще толкают тяжелые жизненные обстоятельства, чем телепередачи. Но, как отмечают источники, Довлетгельдыеву это вряд ли знакомо: он происходит из влиятельной семьи. Преподаватель носит дорогие костюмы, пользуется гаджетами последних моделей и при желании может не проводить занятия — проректор опасается сказать ему слово поперек. Сам преподаватель любит, когда студенты его боятся, и неоднократно хвастался, что он для них страшнее декана.
Неудивительно, что этому преподавателю легко удается видеть в жизни позитив. Он и сам значится автором пары воодушевленных заметок в СМИ: «Праздник красоты и наступающей весны» (о 8 марта) и «Любимая наша столица» (ныне заметка удалена, но сохранилась в поисковиках).
На лекциях Довлетгельдыев соглашается, что туркменские СМИ занимаются манипуляциями. Однако он уверен, что это манипуляции «во благо», они обеспечивают баланс и стабильность, «держат стадо в загоне». По мнению Довлетгельдыева, западные СМИ тоже занимаются манипуляциями, только там это называют «мотивацией».
Вместо Би-би-си преподаватель советует студентам читать «проверенные» российские СМИ.
Немного политической теории
У преподавателя довольно своеобразные представления о демократии. Он считает, что в демократическом обществе население имеет право выбрать себе сильного лидера. А вот далее общество уже обязано во всем этому лидеру подчиняться. По мнению Довлетгельдыева, это — истинная демократия, какой она задумывалась в Древней Греции. В свою очередь, демократия США и других стран Запада, как он считает, построена на лжи.
Довлетгельдыев выступает против либерализма, хотя признает, что в Конституции Туркменистан представлен как демократическое либеральное государство. Однако он открыто заявляет, что либералами можно быть только на бумаге. По мнению преподавателя, Запад «заигрался» в либерализм, и на самом деле намного лучше быть консерваторами. В открытых источниках можно найти информацию о пройденных Довлетгельдыевым курсах, софинансируемых Евросоюзом. Но, видимо, он воспринял их так же равнодушно, как текст туркменской Конституции.
Рассказывают, что на одной из лекций студент без разрешения встал по какой-то надобности. Довлетгельдыев рявкнул: «Сел на место! Я что, похож на профессора Гарварда или Кембриджа? Тут вам не Европа!».
Также преподаватель сравнивает социализм с капитализмом не в пользу последнего. По его мнению, при социализме в обществе имеется равенство, и все живут средне, а при капитализме человек может стать миллионером, а может нищим. А значит, отмечает он, при социализме жизнь гораздо стабильнее.
Сравнивая на лекциях Северную и Южную Кореи, Довлетгельдыев отдает предпочтение КНДР. Он считает, что западные СМИ искажают картину из неприязни к социализму, а на самом деле люди в КНДР живут неплохо. Поэтому, отмечает лектор, нет ничего страшного, когда Туркменистан в разнообразных рейтингах и обзорах ставится в один ряд с этим государством.
Ну и, наконец, Довлетгельдыев любит повторять фразу: «Government is watching you. Never play with it» («Правительство следит за тобой. Никогда не играй с ним»). Это похоже на цитату из антиутопии «1984» Джорджа Оруэлла: «Big brother is watching you». Неизвестно, сознательно преподаватель ссылается на роман или это случайное совпадение.
Демократия по-туркменски
Студенты МУГНиР в полной мере могут прочувствовать атмосферу «1984». Они отмечают, что сейчас этот вуз стал одним из самых строгих в Ашхабаде. Например, если преподаватель не приходит на пару (что, как говорилось выше, норма для того же Довлетгельдыева) — студентов никто не отпускает, они обязаны просто так сидеть в аудитории.
«Кажется, ни в одном вузе страны студентов так сильно не «дрессируют», — отмечает источник. — МУГНиР буквально превратился в тюрьму. Нигде так сильно не придираются к одежде, цвету и ткани платьев студенток. А также к ногтям, сумкам, обуви, прическам, посещаемости… Так, 42 пропущенных учебных часа, даже со справкой о болезни, — и все, тебя отчисляют. Таково негласное правило».
А ведь в 2014 году МУГНиР был открыт как максимально прозападный вуз. Обучение велось на английском языке с западной системой оценок. Первое время студентам разрешалось не носить форму. На лекциях даже открыто рассуждали об авторитаризме Туркменистана и коррупции внутри страны! Но власти довольно быстро умудрились превратить это учебное заведение в обычный туркменский университет. А теперь выясняется, что даже не в обычный, а в максимально строгий и зашоренный. Все преподаватели-иностранцы уволены, ни о какой свободе мнений речи больше не идет.
При этом МУГНиР сохранил репутацию престижного вуза. Там учатся дети представителей туркменской элиты. Так, по состоянию на 2019 год среди студентов числились дочери двух замминистра иностранных дел Туркменистана – Вепа Хаджиева и Бердынияза Мятиева (сейчас они уже окончили вуз), а также внучки поэта Гурбанназара Эзизова. Это те люди, которым, как и Довлетгельдыеву, туркменский режим практически «не жмет» — просто за счет того, что им удалось найти достаточно теплые места. И чтобы сохранить их, надо лишь «держать в загоне стадо».