Как пишет американское деловое агентство Bloomberg, крупная финансовая лоббистская группа в Казахстане заблокировала попытку снизить потолок годовой эффективной ставки вознаграждения (ГЭСВ) по необеспеченным (беззалоговым) кредитам. А это не позволило реализовать инициативу, запущенную после Январских событий, одной из причин которых называют удручающее экономическое положение населения, пишет казахская редакция Радио Свобода.
После кровопролития 2022 года президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев попытался завоевать общественную поддержку, пообещав бороться с неравенством в стране, где, по его выражению, большая часть населения живет в долгах, а богатства государства находятся в руках небольшой группы людей.
В марте этого года Агентство по регулированию и развитию финансового рынка предложило «удешевить» необеспеченные кредиты для населения — снизить ГЭСВ и установить потолок для нее в районе 44 процента. Сейчас она достигает 56 процентов. Между тем, беззалоговые кредиты имеют три четверти экономически активного населения в Казахстане.
Bloomberg со ссылкой на источники, «осведомленные в этом вопросе», сообщает, что Агентство по регулированию и развитию финансового рынка отозвало проект документа через несколько дней. Причиной, по информации ресурса, стало давление со стороны Ассоциации финансистов Казахстана.
Люди, сообщившие агентству эту информацию, говорили на условиях анонимности, поскольку обсуждение не было публичным. По заявлению Bloomberg’а, высокопоставленный чиновник Агентства по регулированию и развитию финансового рынка рассказал своим коллегам, что документ «был отозван после звонка из администрации президента».
Конфиденциальные источники сообщили ресурсу, что Агентство по регулированию и развитию финансового рынка предлагало установить ГЭСВ еще ниже озвученной — в районе 35 процентов, но Ассоциация финансистов Казахстана, в которой более 160 членов, в том числе банки, страховые и брокерские компании, выступила против и внесла ответное предложение. По данным источников, оно, по сути, сохраняет ставку на уровне, близком к текущему, — 56 процентов.
По мнению Bloomberg’а, в наибольшей степени мера по снижению ГЭСВ «угрожала» Bank Home Credit и финкомпании Kaspi.kz, на чью долю приходится значительная часть всех беззалоговых кредитов в стране.
Агентство по регулированию и развитию финансового рынка и пресс-служба президента не вышли на связь с Bloomberg’ом. В Ассоциации финансистов Казахстана заявили, что продолжают переговоры с регулятором и готовы «если понадобится, пересмотреть и консолидировать» свою позицию.
По данным в мае, объем беззалоговых потребительских кредитов в Казахстане увеличился за прошлый год на 30 процентов и достиг 7,7 триллиона тенге, число заемщиков увеличилось на 822 тысячи и достигло 7,5 миллиона человек. По данным Первого кредитного бюро Казахстана, у 1,5 миллиона человек есть просрочки по выплате кредитов продолжительностью 90 дней и более.
Международный валютный фонд недавно выразил обеспокоенность тем, что в экономике слишком много потребительского кредита, и призвал власти принять соответствующие меры.
По мнению автора статьи Наримана Гизитдинова, отзыв предложения снизить ставку после «звонка сверху» вновь демонстрирует, какое политическое влияние в стране имеют банки, несмотря на все прошедшие кризисы, дефолты и реструктуризации их долгов. При экс-президенте Нурсултане Назарбаеве госпомощь банковскому сектору достигла 18 миллиардов долларов.
Отзыв документа о снижении процентной ставки, считает Bloomberg, поднимает вопрос о том, насколько администрация президента привержена решению проблемы, которую Токаев назвал «приоритетной» после Январских событий.