Сексуальное насилие в узбекском детдоме: Дело экс-чиновников не переквалифицировано на более тяжкую статью

Автор -
247

15 июня в Ташкентском городском суде по уголовным делам завершилось судебное следствие по делу двух бывших чиновников Управления юстиции и отдела по чрезвычайным ситуациям Янгиарыкского района Хорезмской области, которые ранее были приговорены к 1,5 годам ограничения свободы по обвинению в половой связи с несовершеннолетними воспитанницами детского дома, сообщает Озодлик.

По словам источника СМИ, знакомого с подробностями судебного процесса, проходящего за закрытыми дверями, в ходе судебного следствия потерпевшие говорили о том, что стали жертвами сексуальных домогательств, обмана и изнасилования. Адвокаты заявили, что в действиях бывших чиновников имеются признаки сексуального посягательства.

Бывшему начальнику Управления юстиции А. Машарипову и бывшему начальнику Янгиарыкского районного отдела по ЧС А. Курязову предъявлено обвинение по статье 128 («Вступление в половую связь с лицом, не достигшим шестнадцати лет») Уголовного кодекса Узбекистана.

Рядом с ними на скамье подсудимых находится также заведующая семейным детским домом №1 в городе Ургенче Ю. Худайбергенова, ей предъявлено обвинение по статье 131 («Сводничество и содержание притонов») УК РУз.

По словам сотрудника Ташкентского городского суда по уголовным делам, пожелавшего остаться неизвестным, стороны взяли на себя обязательство не разглашать подробности закрытого суда.

Дело, всколыхнувшее общественность

В марте этого общественность потряс инцидент, связанный с тремя воспитанницами Дома милосердия в Хорезме, которых на протяжении десяти месяцев принуждали к половой связи с главами областного управления юстиции и районного отдела по чрезвычайным ситуациям.

После сообщений в социальных сетях и СМИ прокуратура Хорезмской области внесла протест на приговор Хивинского районного суда, который в сентябре прошлого года дал обоим чиновникам по 1,5 года ограничения свободы.

Сетевые активисты писали, что после заявлений Верховного суда и Генпрокуратуры Узбекистана у них появилась надежда на то, что хорезмские чиновники понесут достойное наказание.

Однако, как стало известно «Озодлику» со слов источников, о переквалификации обвинения и уголовного дела в отношении бывших чиновников речи не идет.

В протесте прокуратуры Хорезмской области от 29 марта 2023 года также не имеется пунктов о переквалификации деяний подсудимых на другую статью Уголовного кодекса и назначении им более тяжкого наказания.

Суд не удовлетворил ходатайство адвокатов об изменении уголовного преследования в отношении подсудимых на статью 118 («Изнасилование») УК.

По мнению правозащитников, если суд не переквалифицирует деяния обвиняемых на более тяжкие статьи, то сроки наказания практически не изменятся. Потому что санкция статьи 128 УК предусматривает более мягкое наказание.

Сообщается, что данное уголовное дело находится на контроле у Уполномоченного по правам ребенка (детского омбудсмена) Узбекистана.

Как разоблачили случай с изнасилованием воспитанниц детдома

В январе-феврале этого года на встрече с властями Узбекистана Ирина Матвиенко, основательница и руководительница проекта против насилия NeMolchi.uz, активистка за права женщин, сообщила о случае в Хорезмской области, где трех несовершеннолетних воспитанниц семейного детского дома №1 принуждали к половой связи с чиновниками.

В интервью «Озодлику» Матвиенко, рассказывая о той встрече с узбекскими чиновниками, говорила, что собравшиеся в зале заседаний Сената Олий Мажлиса омбудсмен, а также представители Верховного суда и Генеральной прокуратуры Узбекистана были шокированы от услышанного и заверили, что в самое ближайшее время примут все необходимые меры для расследования этого дела.

Но так как даже спустя два месяца со стороны узбекских властей не последовало никакой официальной реакции на этот гнусный случай, проект NeMolchi.uz решил проинформировать об этом общественность Узбекистана:

«Мужчина для занятия сексом с несовершеннолетней использовал квартиру, которая была выделена управлению юстиции в качестве служебного дома для сотрудников областного управления юстиции. Через месяц, в июне 2021 года, он снова потребовал девочку от заведующей и в той же квартире переспал с 15-летней Азизой. Позже в той же квартире оказалась новая жертва, которую также принудили к сексу – это была 16-летняя воспитанница Диля. История повторялась снова и снова… Фактически, на протяжении десяти месяцев служебная квартира областного управления юстиции использовалась как платформа для сексуальной связи начальника облюста с несовершеннолетними девочками».

Проект NeMolchi.uz выступил за то, чтобы за половую связь с лицом, не достигшим 16 лет, если это произошло путем обмана, злоупотребления доверием, путем предоставления материальных ценностей либо имущественной выгоды, осуждали на 8-11 лет лишения свободы.

Сообщение NeMolchi.uz шокировало общественность – в соцсетях появились посты с осуждением суда, вынесшего мягкий приговор чиновникам, изнасиловавшим трех девочек-сирот, и правоохранительной системе, которая закрывала на все это глаза.

Заместитель руководителя Администрации президента Узбекистана Комил Алламжонов написал, что «пришло время внести поправки в законодательство Узбекистана относительно применения к педофилам наказания в виде химической кастрации».

Закон, который не может защитить женщин

Инцидент в Хорезме произошел на фоне инициатив Саиды Мирзиёевой, старшей дочери президента Узбекистана и чиновницы администрации президента, относительно гендерного равенства в стране.

Напомним, что 11 апреля этого года в Узбекистане вступил в силу новый закон об усилении защиты интересов женщин и детей.

В рамках нового законодательства лиц, признанных виновными в принуждении к половому акту или совращении несовершеннолетних, не смогут освободить условно-досрочно или заменить их наказание на более мягкое, они будут подвергнуты более жестким наказаниям.

Помимо этого, в стране будет составлен список сексуальных насильников.

Активисты считают, что приговор Ташкентского городского суда по делу бывших хорезмских чиновников покажет, насколько эффективно новый закон будет работать на деле.