Компания Apple хочет получить права на изображение яблок, фруктов, в Швейцарии — одной из десятков стран, где она использует свои юридические силы, пишут СМИ.
Фруктовому союзу Швейцарии исполнилось 111 лет. Большую часть своей истории его символом было красное яблоко с белым крестом — национальный флаг Швейцарии, наложенный на один из самых распространенных фруктов. Но эта группа, старейшая и крупнейшая организация фермеров-фруктоводов в Швейцарии, опасается, что ей придется изменить свой логотип, поскольку технологический гигант Apple пытается получить права интеллектуальной собственности на изображения яблок, фруктов.
«Нам трудно это понять, ведь они не пытаются защитить свое надкушенное яблоко», — говорит директор Fruit Union Suisse Джимми Мариетоз, имея в виду культовый логотип компании. «Их цель здесь заключается в том, чтобы завладеть правами на настоящее яблоко, которое для нас является чем-то почти универсальным… которое должно быть свободно для использования всеми».
Хотя этот случай оставил швейцарских фруктоводов в недоумении, он является частью глобальной тенденции. Согласно записям Всемирной организации интеллектуальной собственности, Apple обратилась с подобными просьбами в десятки органов ИС по всему миру, с разной степенью успеха. Власти Японии, Турции, Израиля и Армении дали согласие. Стремление Apple завладеть правами ИС на что-то общее, как фрукт, говорит о динамике процветающей глобальной индустрии прав ИС, которая поощряет компании к навязчивой конкуренции за товарные знаки, которые им на самом деле не нужны.
Попытки Apple получить товарный знак в Швейцарии начались еще в 2017 году, когда компания из Купертино (Калифорния) подала заявку в Швейцарский институт интеллектуальной собственности (IPI) с просьбой предоставить ей права на реалистичное черно-белое изображение сорта яблок, известного как Granny Smith — обычного зеленого яблока. Запрос охватывал обширный список возможных вариантов использования — в основном на электронных, цифровых и аудиовизуальных потребительских товарах и оборудовании. После длительных переговоров между обеими сторонами МИП частично удовлетворил запрос Apple осенью прошлого года, заявив, что Apple может иметь права только на некоторые из товаров, которые она хотела получить, ссылаясь на правовой принцип, согласно которому общие изображения обычных товаров, таких как яблоки, считаются общественным достоянием. Весной Apple подала апелляцию.
Дело, которое сейчас рассматривается в суде, касается только тех товаров, в отношении которых МПИ отказал в регистрации товарного знака. По словам официального представителя МПИ, эти данные не могут быть раскрыты без согласия Apple, поскольку судебное разбирательство еще не завершено, но они включают такие общепринятые виды использования, как аудиовизуальные материалы, «предназначенные для телевидения и других видов передачи».
Мариэтос говорит, что Фруктовый союз обеспокоен тем, что нет ясности относительно того, какие виды использования формы яблока Apple будет пытаться защитить, а также тем, что компания очень агрессивно преследует те вещи, которые она воспринимает как посягательства на ее товарные знаки. «Мы обеспокоены тем, что любое визуальное изображение яблока, то есть все, что связано с аудиовизуальными средствами, новыми технологиями или средствами массовой информации, может быть потенциально затронуто.
Профильные эксперты считают, что стремление Apple завладеть правами интеллектуальной собственности на что-то столь же универсальное, как яблоко, говорит о динамике процветающей глобальной индустрии прав на интеллектуальную собственность, которая побуждает компании одержимо конкурировать за товарные знаки, которые им на самом деле не нужны.
Согласно анализу текущей ситуации специалистами некоммерческой организацией Tech Transparency Project, которая исследует влияние технологий на экономику в мире, в период с 2019 год по 2021 год Apple подала больше возражений, апелляций и исков против товарных знаков в виде яблока, пытаясь обеспечить соблюдение своей интеллектуальной собственности над другими компаниями, у которых логотип с яблоком был изначально в истории. Причём количество обращений Apple по таким инцидентам превысило все вместе взятые обращения Microsoft, Amazon и Google, которые зарегистрировали общие термины типа Windows, Cloud и Prime.