Уголовное дело по факту вооруженного мятежа в России прекращено. Об этом информирует ТАСС со ссылкой на Центр общественных связей (ЦОС) ФСБ России.
Указывается, что в ходе расследования дела о мятеже было установлено, что его участники прекратили действия, направленные на совершение преступления. Учитывая этот факт, а также другие обстоятельства, имеющие значение для расследования, 27 июня было вынесено постановление о прекращении уголовного дела.
Глава ЧВК «Вагнер» Евгений Пригожин вышел на связь после событий 24 июня. Главное из его сообщения:
— В результате интриг и непродуманных решений «Вагнер» должен был прекратить свое существование 1 июля. Собрался совет командиров, который довел информацию до бойцов. Никто не согласился подписывать контракт с Минобороны.
— Тем не менее мы выставляли технику на тралы, собирали что необходимо, делали инвентаризацию и собрались в случае, если решение не будет принято, выйти 30 июня колонной в Ростов и публично передать технику около штаба СВО.
— Несмотря на то, что мы не проявляли никакой агрессии, по нам был нанесен ракетный удар. И сразу после этого отработали вертолеты. Около 30 бойцов ЧВК погибли. Это послужило триггером того, что совет командиров принял решение выдвигаться немедленно.
— Во время всего марша одна из колонн вышла в Ростов, другая в направлении Москвы. За сутки мы прошли 780 километров, не доходя 200 с небольшим до Москвы. Не был убит ни один солдат на земле. Мы сожалеем, что мы вынуждены были наносить удары по авиационным средствам. Но эти средства бросали бомбы и наносили удары.
— Целью похода было не допустить уничтожение ЧВК и привлечь к ответственности тех лиц, которые своими непрофессиональными действиями совершили огромное количество ошибок в ходе СВО.
— Мы остановились (у Москвы) в тот момент, когда первый штурмовой отряд развернул свою артиллерию, сделал разведку местности и стало очевидно, что прольется много крови. Поэтому мы посчитали, что демонстрация того, что мы собирались сделать, достаточна.
— В это время Александр Лукашенко протянул руку и предложил пути решения для дальнейшей работы ЧВК в свободной юрисдикции. Колонны развернулись назад и ушли в полевые лагеря.
Стоит отметить, что ранее Евгений Пригожин не говорил о том, что силы ЧВК «Вагнер» собирались передавать всю технику Минобороны 30 июня.
Издание Washington Post писало, что американская разведка знала о возможном мятеже ЧВК еще в середине июня — однако информации о конкретном характере и сроках у неё не было.
По сведениям издания, спецслужбы США в срочном порядке проинформировали Белый дом и Пентагон. Однако разведка США постаралась сохранить в секрете свои данные — власти США не были заинтересованы помогать президенту РФ.
По данным журналистов 21 июня сотрудники американской разведки провели брифинги с представителями администрации и Минобороны США, а на следующий день, когда «получили дополнительное подтверждение» планов Пригожина, передали эту информацию «узкому кругу руководителей Конгресса».
Мятеж ЧВК «Вагнер» начался поздним вечером 23 июня и длился чуть меньше суток. Пригожин обвинил министра обороны Сергея Шойгу и его ведомство в нанесении удара по лагерям ЧВК, при котором, по его словам, погибло много людей. Минобороны РФ эти обвинения отвергло. Пригожин объявил, что «Группа Вагнера» выдвинулась «останавливать зло, которое несет военное руководство страны», назвав этот рейд «маршем справедливости», и призвал силовиков переходить на его сторону.
Вечером 24 июня Пригожин объявил, что разворачивает колонны и уходит в полевые лагеря, указав на угрозу кровопролития. Одновременно правитель Беларуси Александр Лукашенко сообщил, что провел переговоры с Евгением Пригожиным по просьбе Владимира Путина и договорился об остановке движения боевиков ЧВК «Вагнер» в Москву.
Пресс-секретарь Кремля Дмитрий Песков вечером 24 июня заявил, что Пригожин уедет в Беларусь. При этом ни сам владелец ЧВК «Вагнер», ни участвовавшие в мятеже наемники не будут подвергаться уголовному преследованию, пообещал он. Тем не менее, в понедельник, 26 июня, газета «Коммерсант» со ссылкой на источники в Генпрокуратуре написала о том, что уголовное дело в отношении Евгения Пригожина не закрыто, а расследование продолжается.