Важное и определяющее место. Как коллегиальный орган, Конституционный суд Кыргызстана призван защищать конституционные права неопределенного круга лиц от злоупотреблений и возможных правовых ошибок законодательной и исполнительной ветвей власти. Любое вмешательство в отправление правосудия приведет к непоправимым последствиям в виде нарушения баланса сил в системе сдержек и противовесов, говорится в комментарии ОФ «Институт Медиа Полиси» относительно законодательной инициативы Администрации Президента КР о внесении изменений в Конституционный закон «О Конституционном суде Кыргызской Республики».
«В этом отношении предлагаемое Администрацией Президента КР законопроектом произвольное вмешательство в полномочия Конституционного суда КР ведет к созданию персоналистской автократической системы, в которой права человека будут зависеть от прихоти отдельных людей, а не норм Конституции и законов.
В связи с вышеизложенным, в целях обеспечения стабильности в обществе, государственного устройства предложение, предусматривающее произвольное вмешательство в деятельность конституционного судопроизводства, недопустимо, соответственно, проект закона должен быть отозван инициаторами», пишет «Институт Медиа Полиси» .
Согласно инициативе Администрации Президента КР, решение Конституционного суда может быть пересмотрено им по представлению президента или по представлению председателя Конституционного суда в случаях, если:
- изменилась норма Конституции КР, на основании которой было принято решение;
- открылись новые существенные для предмета обращения обстоятельства, неизвестные Конституционному суду в момент вынесения решения;
- решение противоречит моральным и нравственным ценностям, общественному сознанию народа Кыргызстана.
Предлагаемые нормы являются прямым и открытым вмешательством в отправление конституционного правосудия по следующим причинам:
-
Согласно части 1 статьи 97 Конституции Конституционный суд является высшим органом судебной власти, осуществляющим конституционный контроль посредством конституционного судопроизводства в целях защиты основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечения верховенства и прямого действия Конституции. Высшим органом правосудия он является потому, что другого после него высшего органа не имеется и не должно быть. В связи с чем конституционный контроль осуществляется Конституционным судом КР, независимым от законодательной и исполнительной власти. В этой связи, часть 4 данной статьи определяет, что решение Конституционного суда является окончательным и обжалованию не подлежит. Эта норма залог стабильности общества в защите не только прав граждан, но и существующего конституционного строя.
-
Основание для пересмотра решения Конституционного суда в виде изменения нормы Конституции, на основании которой было принято решение может противоречить конституционному принципу о том, что закон, устанавливающий новые обстоятельства или отягчающий положение обратной силы, не имеет (ч. 5 ст. 6 Конституции). Решение Конституционного суда имеет значение для правоотношений, которые имели место в период действия норм Конституции. В случае же если, нормы Конституции изменились, они должны действовать уже на новые правоотношения. Соответственно, пересматривать вынесенное решение, которое относилось к правоотношениям, существовавшим до изменений в Конституцию, недопустимо.
-
Относительно условий для пересмотра решений Конституционного суда в виде появления новых существенных для предмета обращения обстоятельств, неизвестных Конституционному суду в момент вынесения решения отмечаем следующее. Конституционное судопроизводство значительно отличается от других судопроизводств, например от гражданского. В гражданском и уголовном судопроизводстве, суд осуществляет правосудие на основе представленных сторонами доказательств (письменных, устных, видео, фото и т.д.) В данном контексте институт вновь открывшихся обстоятельств, безусловно, необходим, поскольку суд может фактически не знать о существовании в гражданском или уголовном процессе каких-либо обстоятельств, имеющих значение для дела. Конституционное же судопроизводство делает акцент на правовом анализе соответствия нормативных правовых актов нормам Конституции. Конституционный суд — это особый орган, который как носитель защиты конституционности обладает определенным правовым превосходством по отношению к другим ветвям власти. В связи с этим вопрос о том, какими могут быть новые обстоятельства в данном случае, является неопределенным, а потому вызывающим споры и сомнения, что влечет за собой возможность для произвольных нарушений и злоупотреблений.
-
Произвольным и имеющим высокий потенциал к злоупотреблению с точки зрения права представляется и предусмотренное проектом закона основание для пересмотра при наличии противоречия моральным и нравственным ценностям, общественному сознанию народа Кыргызстана. Конституционный суд КР рассматривает нормативные правовые акты на предмет их соответствия Конституции, которая принята на референдуме народом, всеобщим голосованием. В Основном законе закреплены основные правила поведения субъектов жизнедеятельности общества. В Конституции КР указано, что мужчины и женщины равны. В этом отношении Конституционный суд своим решением не вносит какую-либо новую модель поведения, а лишь указывает на необходимость соблюдения Конституции. Кыргызстан — это многонациональная, многоконфессиональная, многокультурная страна, соответственно для различных групп мораль не может быть однородной. В каждом сообществе, у каждого отдельного индивида имеется свое понимание нравственных идеалов. В этом отношении принятие позиции какой- либо одной группы в качестве господствующей имеет высокий потенциал к дискриминации. Кроме того, с развитием общества в какую-либо сторону мораль и нравственность также подвергаются изменению. Еще не так давно кража невест воспринималась в кыргызском обществе, как вполне обыденное явление. С течением времени подобные действия в отношении женщин стали осуждаться не только государством, но и обществом. В целом, важно осознавать, что предметом конституционного судопроизводства является конституционный контроль соответствия нормативных правовых актов основному закону страны, а не оценка на соответствие той или иной нормы нормам морали, нравственности. В этой связи недопустимо увязывание оснований для пересмотра решений Конституционного суда с нормами морали и этики, говорится в комментарии.
Институт отмечает, что обрушившаяся критика государственных и общественных деятелей, отдельных должностных лиц на решение Конституционного суда Кыргызской Республики от 30 июня 2023 года по вопросу неравенства в законодательстве прав матерей по отношению к отцам, выражающееся в ограничении матерей в праве дачи своего имени для отчества ребенку, является лишь предлогом для инициирования Администрацией Президента КР законопроекта, нацеленного на существенное ограничение полномочий Конституционного суда.