В Туркменистане растут протесты из-за дефицита субсидируемых продуктов питания и все чаще происходят конфликты из-за нехватки воды для орошения и перебоев с энергоснабжением в крупных городах. Народ также злит, что в это же время чиновники устроили себе пляжный отдых на Каспийском море, пишет Крис Риклтон.
В начале этой недели сотни протестующих, в основном женщины, высказали свои претензии хякиму города Туркменбаши. Это была крупнейшая акция протеста на фоне краха системы субсидирования продуктов питания в этой беднейшей стране.
Пока жители устраивали демонстрацию, президент Сердар Бердымухамедов и другие высокопоставленные чиновники находились примерно в 15 километрах от них – они отдыхали в роскошных отелях на побережье Каспийского моря.
По словам корреспондента Радио Азатлык (Туркменской редакции Радио Свобода), который был свидетелем демонстрации 7 августа, сотрудники городской администрации сначала сообщили протестующим, что хяким Амангельды Исаев «уехал по делам».
И только когда разгневанные жители пригрозили пойти маршем на курорт Аваза, где отдыхал Бердымухамедов, Исаев внезапно появился, явно встревоженный, и пообещал поставить свежие запасы продовольственных пайков в ближайшие недели.
Акция протеста женщин – само по себе событие в стране, где не терпят инакомыслия. Затяжной экономический кризис заставляет людей искать другие страны для выживания, но в Туркменистане покинуть страну становится все труднее и дороже. Здесь власти считают миграцию прямой угрозой безопасности.
Не хватает пайков
Казалось бы, спонтанное собрание у администрации Туркменбаши, вероятно, стало крупнейшим в своем роде в Туркменистане за многие годы. Но небольшие вспышки гнева по поводу нехватки доступных продуктов питания, субсидируемых государством, становятся все более распространенными.
Власти, похоже, решили, что уровень жизни в Туркменистане повысился до такой степени, что теперь бедные слои населения могут позволить себе платить коммерческие цены за такие товары, как мука, что устраняет необходимость в двухуровневой продовольственной системе, на которую так долго опирались власти и туркменские потребители.
Однако сами туркмены демонстрируют свое несогласие с таким развитием событий.
На этой неделе корреспондент «Азатлыка» сообщил, что жители сел юго-восточного Марыйского велаята, расположенного в противоположной от Туркменбаши части страны, с весны не могут получить свои ежемесячные пайки в виде пятикилограммовых пакетов с мукой.
«Мы вынуждены покупать муку по коммерческим ценам. Хоть качество муки в государственных магазинах и низкое, но мы ее берем, потому что просто не можем себе позволить покупать муку по 300 манатов за мешок», – сказала корреспонденту жительница села Марыйского велаята.
300 манатов за мешок муки – это 1,7 доллара за килограмм по официальному курсу. Однако стоимость маната на черном рынке во много раз ниже официального курса, что делает низкокачественную муку, продаваемую за четверть этой цены, фактически подачкой от правительства.
Тот факт, что обычные туркмены остро нуждаются в субсидированных продуктах питания, является показателем, насколько сильно упала покупательная способность за последнее десятилетие. К кризису платежного баланса в стране в эти годы привели обвал цен на энергоносители и решение России прекратить закупки туркменского газа.
В наши дни макроэкономические показатели страны, подавляющая часть доходов которой зависит от продажи углеводородов, выглядят лучше. Но, похоже, на уровень жизни простых граждан это не повлияло – он все еще не улучшился.
В июне – опять же в Туркменбаши – «Азатлык» узнал о протесте, в ходе которого местные жители напали на государственный магазин. Причиной послужило отсутствие поставок муки, которая должна была прибыть еще в феврале.
Мокрые полотенца вместо кондиционера
В Туркменистане в последние несколько лет лето становится только жарче, а в этом сезоне термометры по всей стране регулярно показывают температуру выше 40 градусов по Цельсию.
Это лето было особенно тяжелым из-за нехватки воды в связи с тем, что уровень воды в Амударье заметно сократился по сравнению с предыдущими годами.
Ранее на этой неделе Радио Азатлык сообщило о конфликтах между фермерами из-за поливной воды в восточном Лебапском велаяте, важном сельскохозяйственном центре, где выращивают рис и хлопок.
Местные фермеры, не дождавшись помощи от властей, стали вкладывать свои собственные ресурсы в оборудование для отвода воды из реки. Но такой подход часто приводит к тому, что драгоценная вода больше тратится впустую.
Помимо взаимных обвинений фермеры Чарджоуского района Лебапского велаята, которые говорили с корреспондентом «Азатлыка», обвиняли чиновников в бездумной, по их словам, вырубке деревьев в этом районе нынешней зимой.
На фоне этого и городская жизнь лишь немногим менее безнадежна. В столице Ашхабаде городские сети не смогли выдержать растущий спрос во время жары. Корреспондент «Азатлыка» рассказал, что квартиры в городе часто остаются без электричества, особенно в вечернее время, когда туркмены, придя домой, пытаются включить вентиляторы и кондиционеры.
Как только работники городских электросетей успевают обеспечить электроэнергией один многоквартирный дом, в квартирах напротив гаснет свет, заметил корреспондент, добавив, что жители стали окутывать головы влажными полотенцами, чтобы охладиться.
Правительство, как обычно, никак не объяснило проблему отсутствия энергоснабжения. Но специалисты, знакомые с отраслью, которые поговорили с «Азатлыком» на условиях анонимности, сказали, что, скорее всего, причина в том, что Бузмейинская электростанция, построенная еще в советский период, работает далеко не на полную мощность.
Один из экспертов сообщил, что правительство до сих пор не нашло денег для импорта необходимых деталей для обслуживания газовых турбин американского производства, которые использует Бузмейин.
Блокировка выезда
Прошло 20 лет с тех пор, как журнал The Economist объявил Туркменистан худшим местом для жизни в мире – это «нежелательный приз», который журнал время от времени вручает странам после консультаций с большой группой исследователей.
В то время страной руководил самодержец Сапармурат Ниязов, называвший себя «туркменбаши» и «отцом туркмен». Его смерть привела к власти бывшего министра здравоохранения и профессионального стоматолога Гурбангулы Бердымухамедова, но никаких заметных изменений в системе практически не произошло.
В прошлом году Бердымухамедов ушел в отставку, уступив место своему сыну Сердару. Тем не менее наибольшей властью в стране по-прежнему обладает старший Бердымухамедов, что отражено в его новом титуле – «лидер нации».
Традиционно миграция в Турцию была средством спасения для туркмен, стремящихся улучшить свою жизнь. Однако сейчас стало труднее воспользоваться такой опцией, так как Анкара в прошлом году отменила безвизовый режим для туркменских граждан по запросу Ашхабада.
7 августа базирующийся в Болгарии Туркменский Хельсинкский фонд по правам человека сообщил, что после того, как турецкие власти «активизировали операции» по задержанию нелегальных туркменских мигрантов, страна депортировала около 1000 граждан Туркменистана.
Заявление фонда с подробным описанием как минимум одного спецрейса 5 августа подтвердило более раннее сообщение Радио Азатлык о предстоящей депортации из Турции, где некоторые туркмены, в основном молодые, ведут активистскую деятельность против туркменского правительства.
Согласно последним данным правительства Турции за июль, в стране проживало чуть более 208 тысяч туркмен, что примерно на 20 тысяч меньше, чем в сентябре 2022 года, когда был отменен безвизовый режим.
Между тем время ожидания заграничных паспортов, которые можно получить только в Туркменистане, увеличивается.
Гражданам объявили, что можно не стоять в очередях по шесть месяцев и более, а заплатить за экспресс-услугу изготовления паспорта в двадцатидневный срок. Однако источники, которые говорили с «Азатлыком», сообщили, что эти услуги стоят до 750 долларов – неподъемная сумма для большинства граждан страны, где средняя месячная зарплата государственного служащего не превышает 400 долларов.
И даже для тех, у кого есть действующие паспорта со свежими турецкими визами внутри, все равно нет гарантии выезда из страны. В начале этого месяца около 40 из 150 пассажиров с билетами на самолет из Ашхабада в Стамбул просто не допустили к посадке, сообщил Радио Азатлык источник на рейсе.
Среди них был житель Лебапского велаята, который сообщил, что недавно закончил военную службу и надеялся найти работу в Турции.
Источник в ашхабадском аэропорту сообщил «Азатлыку», что обычно к полетам допускаются пассажиры старше 45 лет, а также граждане, ранее посещавшие Турцию и вернувшиеся после краткосрочного пребывания.
Как обычно, правительство никак не прокомментировало эти ограничения.