Выпад в адрес РФ, поставки газа в Иран и тайная встреча с США. Неспокойные времена в Туркменистане

Автор -
355

12 августа госинформагентство ТДХ опубликовало возмущенное заявление по поводу возможного расширения трехстороннего газового альянса РФ с Узбекистаном и Казахстаном. Тем временем была достигнута договоренность о продаже туркменского газа Ирану.

А находящийся в отпуске президент Туркменистана Сердар Бердымухамедов тайно встретился с делегацией из США. Что происходит в важнейшем для страны нефтегазовом комплексе? Об этом пишет turkmen.news.

Туркменское госинформагентство ТДХ практически никогда не публикует ничего, что можно назвать действительно острой информацией. Прикрываясь статусом «нейтрального государства», Туркменистан в публичном пространстве сохраняет полное молчание касательно событий в мире, отношений с другими государствами и своих внешнеполитических шагов. В СМИ попадают лишь гладкие протокольные заявления о «дружбе народов», поздравления зарубежных лидеров с различными праздниками и соболезнования им же по поводу ЧП и катастроф.

Тем необычнее выглядит публикация от 12 августа, в которой заместитель председателя госконцерна «Туркменгаз» Мурад Арчаев открыто критикует Россию, Узбекистан и Казахстан за создание трехстороннего газового союза и за планы его расширения.

На самом деле РФ в лице «Газпрома» и министерства энергетики Узбекистана и Казахстана подписали дорожную карту о сотрудничестве в газовой отрасли еще в январе 2023 года — как только у России из-за европейских санкций возник интерес к азиатскому рынку. Одновременно российские делегации зачастили в Ашхабад, уверяя туркменскую сторону в дружбе и союзничестве… Но в «газовый альянс» Туркменистан не приглашали.

Это выглядело странно, если учесть, что именно Туркменистан, а не Узбекистан и Казахстан, обладает крупнейшими запасами газа в Центральной Азии. Но ситуация становилась понятной, если представить, что Россия изначально видела в Туркменистане не союзника, а конкурента. И действительно: уже в марте РФ вытеснила Туркменистан с первого места по поставкам газа в Китай.

Но Туркменистан публично никак не комментировал происходящее, пока 11 августа директор департамента экономического сотрудничества МИД РФ Дмитрий Биричевский не сделал невинное, на первый взгляд, заявление. Он сказал: «Не исключаем возможности расширения трехстороннего взаимодействия в газовой сфере. Знаем, что интерес к нему проявляют и другие государства. Мы открыты к подобному сотрудничеству при том понимании, что оно должно быть взаимовыгодным и конструктивным, учитывающим позиции всех участников». О каких именно государствах идет речь, Биричевский не уточнил. Но тут Туркменистан, что называется, прорвало.

А если точнее, то заместителя председателя «Туркменгаза» Арчаева. Если же совсем точно, то, по информации источников turkmen.news, прорвало, на самом деле, главу госконцерна Максата Бабаева и министра иностранных дел Рашида Мередова. Источники поясняют, что Арчаеву никогда не позволили бы проявить такую инициативу. По данным источника turkmen.news в правительстве, текст Арчаеву писал Рашид Мередов.

Итак, в заявлении Арчаева для ТДХ говорится, что «обтекаемость формулировок, использованных российским дипломатом, не дает на них ответы. А ясность здесь требуется полная, поскольку затрагиваются интересы других государств, в том числе Туркменистана».

Далее замглавы «Туркменгаза» дает понять, что у него есть свои предположения по поводу смысла слов Биричевского и планов РФ. Он выражает беспокойство судьбой газопровода «Центральная Азия — Китай», подчеркивая, что его строили исключительно Туркменистан и Китай в лице корпорации CNPC. Арчаев напоминает, что на сегодня 40 из 55 миллиардов кубометров по этому газопроводу поставляет Туркменистан, а остаток делят между собой Узбекистан и Казахстан.

«Источников газа из других стран для заполнения трубопровода не предусмотрено, и в существующую схему распределения объемов газа, поставляемого в Китай, планы по расширению состава участников проекта газопровода «Туркменистан-Китай» не входят», — заключает Арчаев.

Замглавы «Туркменгаза» заверяет, что Туркменистан всегда выполняет свои обязательства перед партнерами и ждет того же от них. Более того, он требует от РФ и других партнеров полнейшей открытости и ясности, что выглядит забавно со стороны чиновника, представляющего одно из самых закрытых государств мира, которое привыкло утаивать даже простую статистическую информацию.

Кстати, источники turkmen.news отмечают, что как раз сейчас Туркменистану есть что утаивать именно в газовой сфере. По некоторым данным, страна уже в сентябре намерена начать продавать газ Ирану. Управление по контролю за иностранными активами OFAC, которое является подразделением Минюста США по дипломатической линии, неоднократно предупреждало Туркменистан о недопустимости нарушения наложенных на Иран санкций. Но туркменская сторона, по данным источников, до сих пор оставалась равнодушна к этим призывам.

Истинной причиной отказа от поставок газа в Иран в последние годы был долг, накопившийся у этой страны. Но недавно долг в три этапа был погашен, и теперь Туркменистан готов возобновить поставки. Пробная партия в 10 миллионов кубометров уже отправлена. Наладить поставки будет нетрудно: с января 2022 года Туркменистан через территорию Ирана посредством СВОП-поставок продает газ Азербайджану. Так что технически газоизмерительные станции «Чал Ойюк» и «Серахс» готовы к работе.

Более того! Возможно, ситуация уже обговорена и с американской стороной. По информации источника в правительстве, в начале прошлой недели Туркменистан тайно посетила американская делегация в составе 27 человек. В нее входили представители Конгресса и Госдепартамента США. Президент Сердар Бердымухамедов, находившийся в отпуске, встречался с членами делегации прямо в аэропорту. Переговоры продлились всего два часа, после чего американцы улетели. СМИ это событие не освещали.

«Можно предположить, что американцы согласились не реагировать на поставки газа в Иран в обмен на какие-то действия со стороны Туркменистана, — рассуждает наблюдатель. — Например, в обмен на более жесткую позицию в отношении России. Может быть, именно из-за этого Арчаева выпустили «на передовую» и позволили сказать все то, что накопилось у туркменских властей в адрес «Газпрома».

Всё это — сложные политические игры, однако не стоит забывать, что существует и практическая сторона. «Туркменгаз» нередко показывает себя попросту ненадежным партнером. Так, заключение трехстороннего союза последовало вскоре после того, как Туркменистан из-за аварии на месторождении «Галкыныш» в самые морозы прервал на несколько дней поставки газа в Узбекистан, лишив соседей отопления. Причем авария была не случайностью, а следствием коррупционных махинаций с приборами и химическими реагентами. Схожие проблемы по схожим причинам возникали и со СВОП-поставками в Азербайджан.

А вот свежая история… В распоряжение источников turkmen.news попали датированные 2020 годом жалобы директора фирмы «Алтын Бинагяр» Д. Цоя в адрес тогдашних заместителей председателя кабинета министров Максата Бабаева и Мыратгельды Мередова, курировавших в 2018-2019 годах топливно-энергетический комплекс Туркменистана. Копии жалоб были отправлены… Мураду Арчаеву — на тот момент председателю «Туркменгаза».

Предприниматель жаловался, что госконцерн «Туркменгаз» не заплатил за строительство в 2015 году 50-километровой линии электропередач вдоль газопровода. Сумма долга по состоянию на 2020 год составила 2 миллиона манатов. В результате уже у самой «Алтын Бинагяр» возник долг перед другими компаниями на сумму 1181 тысячи манатов. Фирме пришлось взять 15-процентный кредит в Сенагатбанке, то есть понести дополнительные расходы по процентам.

По информации источников, Цой являлся доверенным лицом руководителя российской «Арети» — олигарха Игоря Макарова. Но даже столь высокие связи не уберегли его от проблем в сотрудничестве с туркменским газовым концерном. Имели ли письма результат, получила ли «Алтын Бинагяр» свои деньги — остается неизвестным.

«Вряд ли заплатили, — предполагает источник. — Получить деньги от госконцерна «Туркменгаз» очень сложно, с ними мало кто соглашается работать».

Чтобы выступать в адрес международных партнеров с гневными заявлениями о выполнении своих обязательств, эти обязательства необходимо, как минимум со своей стороны, всегда аккуратно выполнять. А с этим у «Туркменгаза» всегда были большие проблемы. Поэтому заявление Арчаева и стоящих за ним руководителей выглядит не особо весомым.

Вероятно, руководители и сами это понимают, в связи с чем вложили эту речь в уста Арчаева, от которого при случае легко можно будет избавиться. Сам же глава МИД Рашид Мередов на днях озвучил куда более безопасные рассуждения. Выступая на научно-практической конференции «Каспийское море — море мира и дружбы», он заявил, что Туркменистан не оставляет надежд на строительство Транскаспийского газопровода и поставки сырья в Евросоюз.

Однако в сухом остатке мы имеем куда более реальные события: переориентацию туркменского газового рынка с Китая на Иран, а также некоторое охлаждение отношений с РФ в пользу США. Остается только наблюдать за тем, как это отразится на туркменской экономике и на уровне жизни простых граждан.

Поделитесь новостью