В среду вечером под Тверью потерпел крушение бизнес-джет Embraer Legacy 600. Самолет развалился в воздухе на части. Борт связан с основателем ЧВК «Вагнер» Евгением Пригожиным. Росавиация сообщила, что человек с таким именем и фамилией был в списке пассажиров самолета. Всего их было семь, членов экипажа — трое. В катастрофе, по предварительным данным, никто не выжил, но официальных подтверждений гибели основателя «Вагнера» пока так и не появилось. О его смерти в результате авиакатастрофы сообщили несколько СМИ, в том числе и близкие к самому Пригожину, со ссылкой на анонимные источники. Сам Пригожин, путешествуя, использовал двойников и летал пассажиром с паспортами на другие имена. Об этом сообщает Би-би-си.
О гибели Евгения Пригожина в авиакатастрофе вечером в среду сообщил близкий к руководству ЧВК «Вагнер» телеграм-канал Grey Zone. «Герой России, настоящий патриот своей Родины — Евгений Викторович Пригожин погиб в результате действий предателей России. Но даже в Аду он будет лучшим!», — говорится в сообщении. Точно так же канал обвинил предателей России в гибели сооснователя ЧВК, первого командира наемников Дмитрия «Вагнера» Уткина, по позывному которого и названа компания.
«Царьград ТВ» со ссылкой на анонимный источник, а также телеграм-канал «ВЧК-ОГПУ» утверждают, что вместе с Пригожиным погиб и Уткин. О смерти Пригожина в катастрофе также пишет «Фонтанка» со ссылкой на источник. Точно так же, ссылаясь на анонимного собеседника, о гибели Пригожина и Уткина сообщил Владимир Рогов, занимавший в назначенной Кремлём оккупационной администрации Запорожья должность члена главного совета.
Официально российские власти гибель Пригожина и Уткина, по состоянию на вечер среды, не подтвердили. В восемь вечера по Москве в Росавиации заявили, что Евгений Пригожин был в списке пассажиров потерпевшего крушение бизнес-джета. В 11 вечера в телеграм-канале ведомства опубликовали имена всех, кто должен был находиться на борту разбившегося самолета.
С Пригожиным, судя по манифесту, летел Уткин, а также Александр Тотмин, Сергей Пропустин, Евгений Макарян, Валерий Чекалов, Николай Матусеев.
Пригожин, судя по этому сообщению Росавиации, летел со своими соратниками и партнерами — так, Чекалов был владельцем связанной с Пригожиным компании, претендовавшей на контракты на добычу газа и нефти в Сирии в 2017 году. В июле 2023 Минфин США внес в санкционные списки Чекалова (как человека, связанного с Пригожиным). Наемниками ЧВК «Вагнер» в этой же базе значатся Евгений Макарян и Александр Тотмин. Самолетом управляли командир Алексей Левшин и второй пилот Рустам Каримов. В салоне работала бортпроводница Кристина Распопова.
Потерпевший крушение Embraer Legacy 600 с регистрационным номером RA-02795 связывали с Пригожиным в СМИ, самолет фиксировали в местах, куда, как было известно публично, прилетал основатель ЧВК «Вагнер». В 2019 году Минфин США ввел санкции в отношении этого самолета, тогда тот еще носил бортовой номер M-SAAN.
Сервис Flightradar24, отслеживающий полеты самолетов по сигналам транспондеров, регистрировал полет Embraer Legacy 600 с 17:59 по Москве до 18:11. Судя по траектории полета, которую показал Flightradar24, самолет включил транспондер уже в воздухе. Для бизнес-джетов это обычная практика. В момент включения передатчика борт находился на высоте 3,7 километра в районе подмосковного Зеленограда и летел со скоростью 585 километров в час, набирая высоту и ускоряясь.
В течение всего полета, зарегистрированного Flightradar24, самолет набирал высоту и увеличивал скорость. Вероятно, он поднимался «на эшелон», то есть набирал высоту, на которой должен был продолжить полет к месту назначения. В районе деревни Шернево транспондер перестал посылать сигнал. В этот момент самолет продолжал набирать высоту — транспондер отключился во время полета, на траектории снижения не видно. Это означает, что прибор либо был выключен, либо перестал работать по другим причинам.
Первые сообщения о падении самолета в Тверской области появились в около 19:20 по московскому времени. Телеграм-канал 112 сначала сообщил о падении военного самолета, Readovka в 19:29 опубликовала видео падения, также утверждая, что катастрофу потерпел военный борт.
Судя по видео очевидцев катастрофы, самолет развалился в воздухе, на записи видно падение отдельных обломков. Бизнес-джет падал в плоском штопоре — судно, лишившееся правой плоскости крыла, снижалось по крутой нисходящей спирали, пока не врезалось в землю почти под прямым углом. На других видео виден пожар на месте падения самолета, его обломки и тела погибших. Очевидцы, заснявшие падение, утверждают, что слышали два взрыва.
Президент США Джо Байден сказал, отвечая на вопрос журналистов о крушении самолета Евгения Пригожина, что он не знает точно, что произошло, но не удивлен.
«Но я не удивлен. В России мало что происходит такого, за чем не стоял бы Путин. Но у меня недостаточно информации, чтобы знать ответ», — передает слова Байдена Reuters.
Агентство напоминает, что Байден и глава ЦРУ в июле говорили прессе о Пригожине и, хоть и не вполне серьезно, высказывались в том духе, что ему после попытки мятежа 23 июня надо быть очень осторожным.
«Я бы на его месте внимательно следил за тем, что я ем. Я бы следил за меню, — сказал Байден на совместной пресс-конференции с президентом Финляндии Саули Нийнистё. — Но — шутки в сторону — я думаю, никто из нас не знает, что ждет Пригожина в будущем в России».
Неделю спустя директор ЦРУ Уильям Бёрнс сказал на эту тему: «Я думаю, что Путин обычно считает, что месть — это блюдо, которое подают холодным».
Российское агентство «Интерфакс» сообщило со ссылкой на экстренные службы, что поисковая операция на месте крушения самолета Евгения Пригожина завершена и на месте найдены останки десяти человек.
Таким образом, число погибших в крушении совпадает с числом тех, кто был в списке находившихся на борту: трое членов экипажа и семеро пассажиров.
Это, впрочем, не дает окончательного ответа на вопрос, были ли основатели ЧВК «Вагнер» Евгений Пригожин и Дмитрий Уткин на борту, хоть они и значились в списке. Как сообщала российская пресса, тела сильно обгорели, и для их опознания потребуется дополнительная экспертиза.