В Ташкенте проходят рейды против бород и хиджабов, закрывают общепиты для верующих

Автор -
1194

    В Узбекистане вновь активизировалась кампания против ношения бороды и хиджаба, пишет Озодлик.

    На видеозаписях, отправленных в редакцию «Озодлика» 13 сентября, видно, как от студенток Банковского колледжа в городе Андижане, носящих хиджаб, требуют повязать платки по-другому, узелками сзади.

    Студенток, отказавшихся подчиниться такому требованию, не пускают в учебное заведение.

    «Мы обращаемся в вашу редакцию от имени студенток Банковского колледжа в городе Андижане. От студенток в хиджабе требуют по-другому завязать платок, сделать узел сзади. Насколько законно такое требование?», – пишет студентка колледжа, отправившая это видео в редакцию «Озодлика».

    В статье 14 закона «О свободе совести и религиозных организациях» (новая редакция) говорится, что гражданам Узбекистана, за исключением работающих в религиозных организациях, не разрешено носить «культовую» одежду в общественных местах.

    Запрет на ношение хиджаба среди учащихся наблюдается и в других регионах Узбекистана.

    Студентка третьего курса Бухарского инженерно-технологического института Фатима Абдуллох обратилась к Саиде Мирзияевой, дочери президента Узбекистана, о принудительном снятии ее хиджаба.

    «Проректор института, его советник, замдекана, тьютор заставили меня снять хиджаб. Уважаемая Саида Шавкатовна! Посещение учебных заведений студентками в хиджабе не запрещено, прошу вас защитить нас, студенток в хиджабе. Пусть руководство института занимается не принудительным снятием хиджаба, а проверяет преподавателей, который вообще не могут проводить занятия», – написала в своем обращении к дочери президента студентка из Бухары.

    До этого поступали сообщения о том, что руководство Чирчикского государственного педагогического университета потребовало от студентки третьего курса факультета узбекского языка и литературы Каромат Мукимовой снять хиджаб, чтобы получить место в общежитии вуза.

    Кампания против ношения бород и хиджабов наблюдается на фоне принятия Олий Мажлисом (парламентом Узбекистана) поправок в Кодекс поведения в общественных местах.

    Напомним, что в прошлую пятницу глава Управления мусульман Узбекистана, муфтий Нуриддин Холикназаров призвал узбекских мусульманок к умеренности в одежде, заявив, что в исламе нет жестких правил относительно одежды. Так он отреагировал на поправки к Кодексу об административной ответственности за ношение одежды.

    13 сентября «Озодлик» сообщал о том, что в мечетях Узбекистана убавили звуки азана.

    По словам источников, на состоявшемся 10 сентября специальном совещании правительства премьер-министр Абдулла Арипов «предупредил» госслужащих о последствиях посещения мечетей.

    Пресс-служба узбекского правительства подтвердила информацию о проведении такого совещания, но опровергла сообщения источников «Озодлика» о том, что премьер-министр потребовал от чиновников «выбрать либо религию, либо работу на госслужбе».

    Рейды в Ташкенте

    Между тем в Узбекистане в очередной раз активизировали преследование мужчин с бородами.

    Пользователь Facebook’а по имени Алихонтура Шокиржон угли написал на своей странице о том, что на рынке в Сергелийском районе города Ташкента прошел рейд против бород, в ходе которого были задержаны 10 мужчин с бородами, которых позже приговорили к 15 суткам административного ареста.

    Как сообщил другой пользователь Facebook’а, 13 сентября аналогичные рейды прошли в Мирзо-Улугбекском и Алмазарском районах города Ташкента. Сотрудники правоохранительных органов насильно сбрили бороды четырем мужчинам. Один мужчина, оказавший сопротивление, был приговорен к 15 суткам административного ареста, написал пользователь.

    «Сегодня между послеполуденным намазом и вечерним намазом в дома носящих хиджаб жительниц Зангиатинского и Янгиюльского районов ворвались люди в черных масках и провели там обыски. Наступили времена, когда люди должны жить, скрывая свою религию и убеждения», – написал пользователь Facebook’а.

    В ходе совместных рейдов, проведенных 11-12 сентября сотрудниками Департамента по борьбе с экономической преступностью Ташкентской городской прокуратуры, Ташкентского городского налогового управления и Государственной санитарно-эпидемиологической службы, в узбекской столице были закрыты более десяти таких крупных кафе и столовых, как «Al-Fajr», Lagmon House, Tarnov boshi, Bursa, Nihol и Joja.

    Все эти учреждения общепита были обвинены в несоблюдении санитарных правил. Их двери были опечатаны сотрудниками СЭС.

    Кроме того, как сообщают источники «Озодлика», правоохранительные органы взяли под контроль ряд магазинов по продаже исламской литературы, парфюмерии и одежды, расположенные по улице Навои в городе Ташкенте. Их владельцам рекомендовали сменить исламские названия магазинов и убрать с витрин вывески на арабском языке.

    Однако, как говорят владельцы учреждений общепита, закрытие их заведений связано с начавшимися в стране религиозными преследованиями. Все сотрудники этих учреждений общепита носили бороды, а сотрудницы – хиджабы. Помимо этого, при всех этих учреждениях общепита действовали молельные комнаты.

    Владельцы закрытых кафе в беседе с журналистом «Озодлика» рассказали о том, что после рейдов всех их сотрудников доставили в отделы по борьбе с терроризмом ОВД Шайхантахурского и Алмазарского районов, там мужчин заставили сбрить бороды, а женщин снять хиджабы.

    – Наши заведения закрыли на определенное время. Некоторых наших сотрудников, отказавшихся сбрить бороды, оштрафовали, а некоторых закрыли на трое суток. Сотрудники правоохранительных органов собрали и увезли с собой все молельные коврики. Нам сказали, что еще подумают о возможности открытия наших заведений, если мы закроем молельные комнаты, удалим маркировку «ХАЛЯЛ» с наших кафе и переименуем названия наших заведений, – сказал владелец одного из закрытых кафе.

    Президент Шавкат Мирзиёев четыре года назад заявлял, что «никто в Узбекистане никогда не будет выступать против ношения платков».

    Данное заявление президента прозвучало через несколько дней после распространения аудиозаписи, на которой тогдашний хоким (глава) Ферганской области, выступая на совещании, высказался против ношения платков, заявив, что «если он увидит хотя бы одну женщину в платке, то засунет этот платок в рот хокиму района, где проживает эта женщина».

    Кроме того, на том же совещании хоким Ферганской области потребовал от сотрудников правоохранительных органов насильно сбривать бороды мужчинам, посещающим данную область.

    13 августа в социальных сетях появились сообщения о том, что имам мечети «Аль-Иман» в Зангиатинском районе Ташкентской области был оштрафован на 330 тысяч сумов (27 долларов США) за незаконное предоставление религиозного образования несовершеннолетним.

    Действия 46-летнего сотрудника мечети были квалифицированы как административное правонарушение.

    Законом Узбекистана запрещено преподавание в частном порядке религиозных догматов детям, не окончившим школу.

    И снова шаг назад

    На протяжении многих лет светское правительство Узбекистана считало хиджаб и бороду признаком религиозного радикализма.

    Несмотря на то, что ношение хиджаба в общественных местах, в том числе в учебных заведениях и государственных организациях, запрещено постановлением правительства, в последние годы власти закрывали глаза на эту ситуацию.

    «К сожалению, государство не хочет понимать и внедрять международные стандарты свободы совести и религии. До сих пор государственная политика реализуется на основе закрытых или неформальных директив, а не на основе открытого диалога. Это делается, исходя из политических настроений, а не в правовых рамках. Вдруг смотришь, начинается кампания против бород и платков. А потом людям снова разрешают носить бороды и платки, и напротив, запрещают трогать таких граждан. Также неожиданно за один день закрывают десятки ресторанов, работающих по религиозным нормам, начинается борьба с религиозной информацией…

    Все это только усиливает в сознании людей вывод о том, что «государство борется с религией»… Это ослабляет само государство. Ясно одно – свобода совести и религии должны быть, нужно понимать, объяснять и укреплять данное правило игры. Правовые государства не нашли другого пути. Узбекистан тоже не сможет найти другого пути», – пишет в Facebook’е политолог Камолиддин Раббимов.

    Поделиться