Англоязычный сайт Eurasianet пишет, что расследование в отношении Самата Абиша, бывшего первого зампреда комитета национальной безопасности Казахстана и племянника экс-президента Нурсултана Назарбаева, свидетельствует о новом этапе межэлитного противостояния.
19 сентября Генпрокуратура сообщила, что ведет досудебное расследование в отношении Самата Абиша, его подозревают в превышении должностных полномочий во время Январских событий.
Автор статьи Алмаз Куменов отмечает, что это заявление стало «самым серьезным ударом» по семье Назарбаевых после кровопролитных событий, во время которых президент Касым-Жомарт Токаев и его администрация сумели удержаться у власти.
Подробности дела в Генпрокуратуре не раскрыли, сославшись на то, что материалы не подлежат разглашению, есть «значительный объем секретной документации».
Самата Абиша освободили от занимаемой должности вместе после Январских событий. Тогда же было отправлено в отставку всё руководство КНБ. Бывшего председателя комитета Карима Масимова, который на протяжении многих лет был верным соратником Назарбаева, взяли под стражу. За решеткой оказались и три заместителя Масимова.
В этом году Масимова приговорили к 18 годам лишения свободы по обвинению в «государственной измене», «попытке насильственного захвата власти», «превышении должностных полномочий» по делу о Январских событиях 2022 года в Казахстане. Его заместители тоже получили тюремные сроки: Ануар Садыкулов осужден на 16 лет, Даулет Ергожин — на 15 лет, Марат Осипов — на три года.
Как считает автор публикации в Eurasianet, уголовное дело в отношении Абиша демонстрирует, что позиция государства изменилась.
Генеральный прокурор Берик Асылов в январе этого года сообщил журналистам, что Самат Абиш был допрошен в качестве свидетеля в связи с прошлогодними событиями и отпущен без предъявления обвинений. На вопрос журналистов, знал ли Абиш о подготовке массовых беспорядков (официальная версия следствия гласит, что беспорядки готовились с целью свержения Токаева), Асылов сказал, что трудно что-либо утверждать.
Информация о начале расследования в отношении Абиша появилось после того, как обвиняемый по одному из дел о Январских событиях, бывший глава 5-го департамента КНБ Руслан Искаков заявил в суде 18 сентября, что приказы во время Январских событий ему отдавал Самат Абиш. Искакова обвиняют в «превышении власти», «незаконном лишении свободы», «создании преступной группы и руководстве ею». Помимо Искакова, обвиняемыми по данному делу проходят около 40 человек. Бывший сотрудник КНБ заявил, что ему не позволяли разглашать информацию об Абише. Вскоре этот судебный процесс объявили закрытым.
Автор статьи полагает, что сообщение о начале расследования в отношении Абиша на следующий день после заявления Искакова может быть «срежиссированной постановкой».
19 сентября Генпрокуратура сообщила, что Абиш находится в Казахстане и находится под подпиской о невыезде.
Главную вину за Январские события следствие возложило на Карима Масимова. Как пишет Eurasianet, аналитики уже давно открыто утверждают, что Абиш, вероятно, сыграл равную, если не гораздо большую, роль в руководстве событиями, чем Масимов. Предполагается, что ему удалось избежать преследования благодаря своим близким родственным связям с бывшим президентом, который является старшим братом отца Абиша.
Талгат Исмагамбетов, старший научный сотрудник Института философии, политологии и религиоведения, считает, что у Токаева была договоренность с Назарбаевым не преследовать близких родственников последнего.
«Все это время возникало много загадочных вопросов относительно «неприкасаемости» Абиша», — сказал Исмагамбетов Eurasianet.org. «Почему всех остальных заместителей Масимова привлекли к ответственности, а его нет?»
Эта непоследовательность подорвала заявления Токаева о том, что он прививает принципы честности и справедливости в рамках своей программы Нового Казахстана, сказал Исмагамбетов.
Исмагамбетов предположил, что на самом деле все это может быть простой старомодной борьбой между элитами. Он провел параллели между текущими политическими событиями в Казахстане и падением «Банды четырех» в Китае в 1976 году. Четверо фактических соруководителей Коммунистической партии Китая в конечном итоге были арестованы и осуждены по обвинению в попытке организации государственного переворота. Аналитик отметил, что после нейтрализации квартета коммунистический режим последующие годы потратил на искоренение его влиятельных сторонников в провинции.
«Токаеву потребовалось некоторое время, чтобы укрепить свои позиции в энергосистеме», — сказал Исмагамбетов. «Поэтому мы, вероятно, увидим новые эпизоды борьбы с тенью старого режима».