Минтранс Кыргызстана предлагает взимать деньги с каждого проданного литра ГСМ на улучшение дорог

Автор -

    Министерство транспорта и дорог КР предложило внести дополнения в Кодекс КР «О неналоговых доходах» в целях увеличения доходной части республиканского бюджета для последующей реализации задач по улучшению состояния автомобильных дорог общего пользования и дорожной инфраструктуры в целом.

    СПРАВКА-ОБОСНОВАНИЕ (выдержки)

    к проекту Закона Кыргызской Республики «О внесении изменений в Кодекс Кыргызской Республики «О неналоговых доходах»

    1. Цели и задачи

    Настоящий проект Закона Кыргызской Республики «О внесении дополнений в Кодекс Кыргызской Республики «О неналоговых доходах» разработан в целях увеличения доходной части республиканского бюджета, для последующей реализации задач по улучшению состояния автомобильных дорог общего пользования и дорожной инфраструктуры в целом.

    2. Описательная часть

    В Кыргызской Республике общая протяженность автомобильных дорог составляет 34 000 км, из них 19840 км общего пользования находится в ведении Министерства транспорта и коммуникаций. По автомобильным дорогам республики обеспечивается около 98% пассажирских и более 96% грузовых перевозок.

    На начало 2022 года на территории республики зарегистрировано 1 387 551 автотранспортных средств, в том числе:

    • Легковых — 1 103 445 ед.;
    • Грузовых — 234 650 ед.;
    • Пассажирских — 49 456 ед.

    Ежегодно количество автотранспортных средств увеличивается и по сравнению с 2016 годом рост составил 29 процентов, в том числе по:

    • Легковым — 24 %
    • Грузовым — 73%
    • Пассажирским — 4%

    Автомобильные дороги являются основным средством коммуникации между регионами страны, основой для товарообмена и средством доставки продуктов питания. При этом ежегодно идет износ дорожного покрытия, который требует постоянного содержания в нормативном состоянии, что требует постоянного вложения денежных средств как на материалы, так и на технику, горюче-смазочные материалы, не говоря о заработной плате рабочих, в большинство случаев трудящихся 24 часа в сутки под открытым небом.

    Как показывает международный опыт, в странах, где централизованно аккумулируются так называемые «дорожные налоги и сборы» и адресно направляются на ремонт и содержание, дороги находятся в состоянии, обеспечивающие быстрый проезд и безопасность водителей и пассажиров.

    Исходя из международного опыта и целесообразности, в рамках реформирования дорожной отрасли, был создан Дорожный Фонд, основной целью которого увеличение доходной части и их аккумулирование, для последующего финансирования дорожной отрасли.

    Источниками Дорожного Фонда являются доходы, закрепленные в законодательстве: 50 процентов акцизов на ГСМ, сборы и штрафы, связанные

    с дорогами и транспортом (регистрация, пропуск, взвешивание, проезд по искусственным сооружениям), ассигнования из республиканского бюджета.

    Прогноз поступления по этим источникам показывает их недостаточность для приведения наших дорог к стандартам. В нашей стране для поддержания автомобильных дорог в нормативном безопасном состоянии требуется порядка 10 млрд. сомов в год.

    Фактически из республиканского бюджета выделяется около 2 млрд. сомов, а это примерно 100 сом на 1 км дороги, что является ничтожно малым для надлежащего содержания дорог.

    Таким образом, необходимо внедрить законодательно-правовую основу, обеспечивающую надлежащее содержание и создание условий для строительства новых автодорог, путем введения соответствующих: дорожных» источников в Кодекс Кыргызской Республики «О неналоговых доходах», в частности:

    — введение сбора на ремонт и содержание автомобильных дорог общего пользования;

    — утилизационные сборы за переработку автомобильных шин, в том числе бывшие в употреблении;

    — утилизация, пришедших в негодность компонентов транспортных средств и отработанных масел.

    Сбор на ремонт и содержание автомобильных дорог общего пользования будет представлять собой взимание определенной суммы с каждого литра горюче-смазочных материалов при розничной торговле на автозаправочных станциях с применением автоматизированной системы учета и хранения нефтепродуктов, введенной в Кыргызской Республике в 2020 году. Здесь предусматривается практика стран, где осуществлен принцип «кто больше ездит-тот больше платит», и все ездят по качественным дорогам.

    Следует отметить, что практика сбора/налога на топливо существует в таких странах как Казахстан, Белорусия, Азербайджан, Грузия и другие.

    Порядок взимания и размеры сборов на ремонт и содержания дорог будет утвержден постановлением Кабинета Министров Кыргызской Республики в установленном порядке.

    Утилизационные сборы.

    Старые автомобильные шины — большая проблема экологов страны, так как покрышки не перерабатываются и не утилизируются: автомобилистам ничего не остается, кроме как хранить резину, захламляя гаражи, либо выбрасывать покрышки на свалку, где они, разлагаясь, наносят вред экологии. Температура горения покрышек равна температуре горения каменного угля, поэтому многие бишкекчане используют авторезину для топки котлов в домах и банях. В окружающую среду попадают сера, бензопирен, фуран, диоксины и другие канцерогенные соединения. Эти выбросы отравляют всю Чуйскую область, а над Бишкеком постоянно висит плотное черное облако.

    Относительно моторных масел, на сегодняшний день рынок моторных масел представлен огромным количеством позиций всевозможных сортов и марок. Куда девается старое масло, после того как в двигатель заливается свежий продукт ответить невозможно. Учет слива использованных моторных масел в Кыргызской Республике не ведется, по предварительным подсчетам,

    только в столице из картеров автомобилей ежегодно сливается не менее 20 тыс. тонн отработанного масла.

    Предполагается, что в случае принятия настоящего проекта закона вышеуказанные сборы будут направлены в республиканский бюджет для последующей аккумуляции в Дорожном фонде при МТиК КР.

    Таким образом, вышеуказанные сборы будут направляться на реализацию комплекса мер по ремонту и развитию дорог общего пользования, дорожной инфраструктуры, а также стимулирование работ по утилизации компонентов автотранспортных средств.

    Как известно, проезд по качественным дорогам дает эффект увеличения дохода за счет:

    — экономии ГСМ;

    — экономии на приобретении запасных частей;

    — уменьшения сроков ремонта АТС;

    — увеличения товаро-и пассажирооборота.

     

     

    Поделитесь новостью