Российские авиавласти разрешили авиакомпаниям Кыргызстана выполнять рейсы между 25 городами России и иностранными государствами за пределами Киргизии по пятой свободе воздушного пространства.
То есть, рейс должен начинаться или заканчиваться в Кыргызстане, и теоретически выглядеть как «Бишкек-Лондон-Москва-Манчестер-Ош», пишут СМИ.
Список городов включает Москву, Санкт-Петербург, Новосибирск, Екатеринбург, Красноярск, Краснодар, Казань, Сургут, Иркутск, Грозный, Воронеж (!), Сочи, Жуковский, Махачкалу, Нальчик, Самару, Нижневартовск и Якутск; но киргизская сторона может выбрать до 25 пунктов. Правда, важно понимать, что такие рейсы должны быть также одобрены авиационными властями третьих стран, а в Евросоюзе, например, все авиакомпании Кыргызстана находятся в чёрном списке, хотя это не мешает им взять самолёты других авиакомпаний в мокрый лизинг и летать в Европу на них.
Кроме того, в Кыргызстане всего три авиакомпании, суммарный размер флота на всех не дотягивает даже до полутора десятков самолётов, так что большого количества подобных рейсов ожидать не стоит; впрочем, при любом количестве они будут востребованы почти вне зависимости от цены билета – например, очередь желающих попасть на прямой беспосадочный рейс Шереметьево-Лондон начиналась бы, наверное, от самых Химок.
Взамен Кыргызстан разрешил российским авиакомпаниям летать через Алма-Ату в Бишкек, Ош и Тамчи, а далее в один из пунктов в Китае (кроме Пекина, Урумчи и Тяньцзиня), а также ещё в два неназванных аэропорта в Азии, эти маршруты должны отойти группе «Аэрофлот», которая распределит их между авиакомпаниями, входящими в неё. При этом S7 на них не претендует, т.к. уже выполняет рейсы в Юго-Восточную Азию из Сибири.
Также документ подразумевает подписание соглашений о код-шеринге и блоках мест между российскими и кыргызскими авиакомпаниями: фактически российская авиакомпания сможет продавать билеты на рейсы киргизской (и наоборот), а также обеспечивать стыковки.
И, пожалуй, самый главный момент: российские авиакомпании смогут по пятой свободе воздуха летать через Бишкек в другие страны, а кыргызские – в другие страны через Москву, до 10 рейсов в неделю для каждой стороны. Учитывая, что Кыргызстан – один из важных перевалочных пунктов для «санкционки», решение очень удобное: формально товары будут следовать в КР, а на самом деле окажутся в России. Для российских грузовых авиакомпаний это соглашение – весьма позитивная новость; источники на рынке даже уверены в том, что оно было инициировано и пролоббировано одной из наших крупных грузовых авиакомпаний.
В 2022 году власти Кыргызстана стали одними из первых, предоставивших гарантийные письма о том, что самолёты российских авиакомпаний ни при каких обстоятельствах не будут арестованы в аэропортах республики, международные рейсы в страну возобновились ещё весной 2022 года.