Комитет по бюджету, экономической и фискальной политике Жогорку Кенеша Кыргызстана рассмотрел и одобрил законопроект «Об основах Вакф (вакуф)» в первом чтении с учетом замечаний и предложений депутатов.
Законопроект инициирован депутатами Жогорку Кенеша Кыргызкой Республики Алимжановым Ф.А., Маматалиевым М.А., Нурбаевым Ж.П., Мамытовым Т.Т., Атазовым Ш.К., Исмаиловым Ф.Д., Козуевым А.А., Ашимовой Д.А. и Ханджеза К.Л, сообщает пресс-служба парламента
Информацию о законопроекте представил один из инициаторов, депутат Жалолилин Нурбаев. По его словам, проект закона разработан с целью развитие вакуфной деятельности в целях удовлетворения потребностей населения, формирования благоприятной среды, поддержки социально-экономического достатка населения. «Вакуфом называется один из видов благотворительности», -отметил Жалолидин Нурбаев.
В ходе обсуждения депутат Надира Нарматова подчеркнула, что необходимо изменить название законопроекта. «Название проекта закона должно быть без термина «вакуф», -добавила депутат Надира Нарматова.
Депутат Акылбек Тумонбаев обозначил, что Кыргызстан является светским государством, в связи с этим, выступил против принятия данного проекта закона, добавив, что есть законодательная база, на основе которой могут работать благотворительные организации. Депутат Камила Талиева особое внимание обратила на заключение Кабинета министров, отметив, что религия тонкая материя, к которой необходимо отнестись аккуратно. «Кабинет министров должен в своем заключении отразить свою четкую позицию», -сказала Камила Талиева.
Жалолидин Нурбаев ответил, что институт вакфа позволяет сократить государственные расходы, переложив их часть на плечи меценатов, где благодаря ему происходит справедливое перераспределение дохода в обществе. «Мы готовы рассмотреть все предложения и замечания к проекту закона в рамках второго чтения», -добавил он.
Из Википедии:
Вакф (араб. وقف — букв. «остановка», «приостановление», «удержание»), вакуф, хабус — в мусульманском праве имущество, переданное государством или отдельным лицом на религиозные или благотворительные цели. В вакф может входить как недвижимое, так и движимое неотчуждаемое имущество, но лишь приносящее пользу (доход) и нерасходуемое (например, в вакф не могут быть переданы деньги). Посвящающий своё имущество в вакф называется учредителем вакфа.
- Законный вакф, основанный на мусульманском праве, предполагал полную утрату учредителем прав на переданное имущество.
- Обычный вакф (в отличие от законного, называвшийся вакфалет) закреплял за потомками учредителя право получения части дохода от вакфа. Возникновение вакфалета («обычного вакуфного права») объясняется в том числе стремлением собственников оградить имущество от широко практиковавшихся на Востоке захватов, конфискаций и произвола властей. Тем самым вакф служил известной гарантией спокойного пользования имуществом[1].
Согласно мусульманскому праву вакуфное имущество (будь то земля, постройки и т. д.) перестает быть собственностью дарителя, но и не становится собственностью того, кто получает право пользования доходом, получаемым от него. Собственность, переданная в вакф, трактуется как благотворительное учреждение, доходы от которого тем или иным образом идут на нужды мусульманской общины (уммы). Принципиально здесь то, что при передаче имущества в вакуф действие права собственности как бы останавливается (вакуфа), и ни даритель, ни государство уже не могут в принципе изменить статус этого имущества.[2] Институт вакуфного имущества исходит из признания верховного права собственности на такое имущество за Аллахом и использования его на религиозно-благотворительные цели.[3]
Аналогии, иногда проводимые между вакфом и отношениями доверительной собственности, достаточно ограничены (вакф ближе к англосаксонскому трасту):