В Ташкенте 22 человека, являющихся членами тариката «Накшбандия», предстали перед судом по обвинению в «создании незаконной религиозной организации».
Согласно приговору, группа интеллигентов, состоящая в основном из бизнесменов (среди которых есть один профессор), распространяла идеи «Накшбандии», путем «создания незаконной религиозной организации».
Приговор, копия которого недавно оказалась в распоряжении Радио Озодлик, был вынесен 31 июля 2023 года Шайхантахурским районным судом по уголовным делам города Ташкента.
«Накшбандия» – тарикат, который не запрещен в Узбекистане и имеет множество последователей. До сих пор представители этого тариката не подвергались преследованиям со стороны властей.
Обвинение
В приговоре суда, копия которого оказалась в распоряжении «Озодлика» 8 ноября, говорится, что состоящая из 22 человек «преступная группа» нарушила порядок «создания общественных объединений и религиозных организаций, проведения собраний и религиозных церемоний» в Узбекистане.
В рамках расследования уголовного дела № 1-1003-2304/308 было установлено, что данная группа 6 октября 2022 года незаконно создала организацию «Мензил» (накшбандийская община, известная в Турции как джамаат «Мензил» – Ред.), а соответствующую инструкцию якобы получила от лидеров тариката (суфийского братства – Ред.)«Накшбандия» в Турции.
Эти действия, квалифицированные как преступления, выражены в приговоре следующим образом:
«С 2017 года по январь 2023 года в целях создания незаконного общественного объединения и религиозной организации они заранее вступили в сговор, объединились в одну группу и проводили собрания по месту жительства членов группы. Сначала изучали «Накшбандию» самостоятельно, а затем они отправились в турецкий город Мензил для изучения идей тариката у Гавси Сани Султана Сайида Абдулбаки и его последователей, чтобы продвигать и внедрять эти идеи в науке, образовании, религии, культуре, туризме, экономике и других областях».
Согласно приговору, эти лица открыли в Ташкенте, Самарканде, Хорезме, Бухарской и Андижанской областях филиалы «незаконно созданной ими организации» и назначили там своих представителей.
Действия подсудимых отслеживались месяцами и были выявлены к январю 2023 года, отмечается в приговоре.
22 лицам предъявлено обвинение по статье 216 («Незаконная организация общественных объединений или религиозных организаций») Уголовного кодекса Узбекистана.
Большинство из них были приговорены к ограничению свободы на 2-3 года, а некоторые были приговорены к тюремному заключению.
Важно, что большинство представителей интеллигенции, изучавших или последовавших за тарикатом «Накшбандия» в Узбекистане, не знают о том, что группа из 22 человек была задержана в январе 2023 года и осуждена летом этого года.
– Возникает вопрос, а действительно ли это дело связано с религиозным экстремизмом или фанатизмом, или же это всего-навсего ограничение религиозной свободы? Мы предоставим конкретную информацию об этом после полного расследования и изучения дела нашими юристами. Пока мы имеем в руках приговор суда, в котором говорится, что более 20 человек привлечены к ответственности как активисты тариката «Накшбандия». Но до сегодняшнего дня я не видел названия этого тариката в списке религиозных экстремистских организаций Верховного суда Узбекистана, – говорит «Озодлику» руководитель общества прав человека «Эзгулик» Абдурахман Ташанов.
Осужденные
Стоит отметить, что это первый известный «Озодлику» приговор, вынесенный в отношении представителей тариката «Накшбандия» в Узбекистане после прихода к власти Шавката Мирзияева в 2016 году.
Осужденные – представители интеллигенции, работающие сегодня в различных государственных организациях и высших учебных заведениях Узбекистана, а также предприниматели.
Один из молодых ученых, работающий над научной работой по теме тариката «Накшбандия», в беседе без микрофона с журналистом «Озодлика» говорит, что был удивлен выдвинутым следствием обвинением в отношении последователей этого тариката.
– Если следствие признало «Накшбандию» опасной, то в таком случае оно должно запретить и книги относительно этого тариката. В процессе защиты своей диссертации я пользовался книгами, написанными руководителями этого тариката в Турции, некоторые книги переводятся на узбекский язык. Эти книги издаются у нас по сей день. Ведь в Узбекистане религиозная литература не издается без разрешения Комитета по делам религий! Я не вижу никакой опасности для общества в идеях данного тариката. Кроме того, я не видел ни в одном правовом-нормативном документе в Узбекистане норм, касающихся последователей тарикатов, – говорит ученый.
Поддерживаемый властями тарикат
Тарикат «Накшбандия» – религиозное направление, поддерживаемое властями Узбекистана с первых лет обретения независимости.
В 1993 году в Узбекистане широко отметили 675-летие Бахауддина Накшбанда, считающегося основателем этого тариката. В том же году в Бухаре была отреставрирована его святыня. Первый президент Узбекистана Ислам Каримов лично присутствовал на церемонии открытия мемориального комплекса Бахауддина Накшбанда.
В период правления Ислама Каримова, который с сомнением относительно к любому проявлению ислама и чрезмерной религиозности, и которого часто критиковали за постоянное ограничение религиозных свобод, в Узбекистане идеи тариката «Накшбандия» не запрещались, официальная пресса открыто писала об этом.
Каримов лично встречался с выдающимися зарубежными представителями учения «Накшбандия».
Однако в 2007 году члены тариката «Накшбандия» попали в немилость к узбекской власти, которая ведет непрестанную работу против религиозных общин в стране.
В те годы по политическому заказу были опубликованы ряд статей и вышли в эфир передачи против религиозных общин.
Большинство независимых от правительства религиозных общин были запрещены, а их последователи оклеймованы как «ваххабиты», «хизбутчики» и «джихадисты».
Мусульмане, постоянно ощущающие потребность в объединении в общину, последовали за лидерами разрешенного правительством тариката «Накшбандия», которых в народе называют «пирами» и «ишанами».
К 2016 году последователей этого тариката начали сажать в тюрьму. Один из таких судов прошел в Бухаре, где группа из 15 человек была обвинена в «призыве к участию в деятельности незаконных общественных объединений и религиозных организаций» на основании статьи 216 Уголовного кодекса и приговорена к наказанию от 4 лет лишения свободы и выплате штрафа в несколько миллионов сумов.
В 2016 году, когда Ислам Каримов умер, а к власти пришел Шавкат Мирзияев, политика в отношении верующих смягчилась и тысячи людей были исключены из «черных списков».
В то же время аналитики отмечают, что смягчение религиозной политики, заявления Мирзияева в адрес верующих и демонстративное совершение им Умры и Хаджа только усилили исламизацию в стране.
Однако в последнее время в Узбекистане наблюдается рост преследований против мусульман и исламских символик.
– Сейчас основной целью силовых структур является контроль над верующими. В частности, основная работа МВД – это поиск и поимка радикальных группировок. Потому что ситуация очень тревожная, религиозность в обществе сильно повысилась, и теперь власть во что бы то ни стало пытается уменьшить эту силу, – говорит «Озодлику» один из сотрудников узбекского МВД, попросивший не разглашать его имени.
Тарикат «Накшбандия»
Этот тарикат связан с именем Ходжи Мухаммада Бахауддина Накшбанда (1318-1389), жившего в 14-м веке в селе близ Бухары, которое ныне называется «Касри Орифон», а в древности «Хиндуён».
В основе накшбандийского тариката, как и во всех других суфийских тарикатах, лежат таваккул (абсолютное упование на Бога), молитва, зикр (упоминание имени Всевышнего), бедность, чистота и идея божественной любви.
Исторические источники сообщают, что сам Бахауддин Накшбанд зарабатывал на жизнь сельским хозяйством, выращивая пшеницу и маш.
– Представители этого тариката не представляют опасности для властей. Люди из этого тариката – это в основном те, кто не имеет политических амбиций и не интересуется мирскими делами, – говорит исследователь из Узбекистана, который долгое время изучает тарикат «Накшбандия».
Исторически предводители тариката «Накшбандия», зародившегося в Центральной Азии и географически распространившегося на более широкий регион во время завоевания Ближнего Востока и Анатолии сельджуками, были близки к дворцу тюркских правителей и не рассматривались как угроза государственному управлению.
Тарикат «Накшбандия», возникший в в 14-м веке, позднее распространился на другие части Центральной Азии, и постепенно на Афганистан, Индию и другие мусульманские страны.
К 15 веку среди последователей этого тариката увеличилось количество представителей интеллигенции, ученых и государственных деятелей. Среди них были и такие крупные исторические фигуры, как Алишер Навои (1441-1501) и Захириддин Мухаммад Бабур (1483-1530).
В настоящее время общины, следующие этому тарикату, существуют в республиках Центральной Азии, России, Великобритании, Германии, Франции, США, странах Ближнего Востока и Африки, Индии, Китае, Японии, Австралии и Новой Зеландии.
В Пакистане, Индонезии, Малайзии и Шри-Ланке большинство представителей правящей элиты являются последователями именно этого тариката.