Идея о том, что весь наш выбор определяется прошлыми событиями, может показаться удручающей, но она может дать эмоциональное освобождение, пишет Фрэнсис Мерсон— клинический психолог, директор Парижского психологического центра и приглашенный лектор в Университетах Амстердама и Сиднея:
Если на следующем званом обеде у вас возникнет внезапная прихоть вызвать экзистенциальный ужас у ваших гостей, вы можете поступить хуже, чем призвать к концепции детерминизма. Это предположение, что все события, включая наши действия, определяются ранее существовавшими причинами. Соответственно, детерминисты утверждают, что стандартная концепция свободы воли — не более чем иллюзия, поскольку работа нашего разума — это просто продукт причинно-следственной последовательности, начавшейся с Большого взрыва.
Нетрудно понять, почему людям эта идея может показаться противоречащей. Если это правда, то может показаться, что мы все просто марионетки на нитях застывшей, бесчеловечной Вселенной, не имеющие реальной свободы выбирать, что есть на завтрак, не говоря уже о том, кого любить. Более того, детерминизм, похоже, открывает у наших ног моральную пропасть: как мы можем возлагать вину на Джеффри Дамера и благословения на Мать Терезу, если оба они являются продуктами космической формулы, находящейся вне их контроля?
Действительно, трудно найти скептика детерминизма, который не беспокоился бы о его моральных или эмоциональных последствиях. Открывая карты, я никогда не встречал убедительных аргументов в пользу свободы воли. И как психолог, я не могу не задаться вопросом, могут ли отрицатели детерминизма быть мотивированы, по крайней мере частично, явной антипатией к этой идее. В этом случае, возможно, объяснение личных преимуществ детерминизма могло бы быть более убедительным, чем раскручивание еще одного набора концептуальных аргументов в пользу того, почему это должно быть так.
Детализация утешений заводной Вселенной — не просто академическое упражнение. В своей практике терапевта я видел, как пациенты, придерживающиеся детерминистского мировоззрения, становились более эмпатичными, менее злыми, более социально сознательными и менее склонными к бесполезной борьбе с превратностями жизни. Детерминизм не является чем-то, чего следует бояться, но может оказаться для многих лично позитивным преобразователем. Хотя эту таблетку может быть трудно проглотить, ее полное переваривание может привести к ряду эмоциональных преимуществ – как своего рода метафизический Золофт.
Жизнь менее злая
Признание того, что действия людей были предопределены, может привести к гораздо более спокойной реакции на предполагаемые правонарушения. Гнев основан на предположении, что кто-то мог поступить не так, как он (именно поэтому разгневанные люди с таким энтузиазмом рассказывают вам, что вы могли бы сделать по-другому). Однако, если рассматривать их в свете детерминизма, предположения гневного мышления тают, как сорбет на солнце.
Если действия людей не являются свободным выбором, нет смысла злиться на них.
Пациент нашего центра Дэвид работал в международной организации и заслужил репутацию блестящего, но вспыльчивого коллеги. (Имя и некоторые детали в этом и других случаях были изменены для обеспечения анонимности.) Часто он был настолько разгневан предполагаемой некомпетентностью своих товарищей по работе, что размышлял, пока добирался домой до работы, и плохо спал по ночам. Как они все могли быть такими неумелыми, непрофессиональными и, ну, просто тупыми?
В терапии мы исходили из предположения, что поведение его коллег, как и все явления во Вселенной, имеет ряд причин, которые его вызвали. Дэвид пришел к выводу, что предполагаемые ошибки и неудачи его коллег были подкреплены рядом факторов, находящихся вне их контроля, таких как их природный талант (или его отсутствие), образование, чувствительность к стрессу, рабочая нагрузка в организации и так далее. Некоторые из задействованных факторов действительно могли быть выбраны – например, все они решили работать в этой организации – но были ли они выбраны свободно? Любой выбор зависит от мотивации, и хотя мы все делаем выбор, мы не можем выбрать, что мотивирует нас сделать тот или иной выбор.
Если действия людей не являются свободным выбором, то нет смысла злиться на них – так же, как и злиться на кого-то за что-то, что находится вне их контроля, например, за зеленые глаза или икоту. Это не означает, что вы не можете попытаться изменить мир и иногда даже добиться успеха. Но если вами движет гнев, вы, скорее всего, сосредоточитесь на наказании предполагаемого обидчика – часто за свой счет – а не на полезном просоциальном результате.
Средство от вины и стыда
Эмоция вины основана на понимании того, что вы сделали что-то неправильное (что могло причинить вред другим), тогда как эмоция стыда предполагает, что что-то не так с вами лично. Вина и стыд иногда могут быть полезными эмоциями. Если вы пошли играть в пейнтбол вместо того, чтобы пойти на день рождения своей тети Хильды, эти эмоции могут вдохновить вас заглянуть туда с геранью и извинениями. Однако в большинстве случаев вина и стыд приводят к ненужным самокритичным размышлениям.
Ксения была веб-разработчиком и беженкой от войны на Украине, которая стала бесплатным пациентом в нашем терапевтическом центре. Война была лишь последней в длинной череде трагедий в ее жизни, включая алкогольную зависимость родителей, преследования за ее сексуальную ориентацию, несколько жестоких отношений и социальный контекст, который не позволил ей реализовать свой потенциал. Ксения чувствовала себя безнадежной неудачницей, была безжалостно самокритична и чувствовала вину за то, что не поддерживала родителей. Если бы она всегда была свободна выбирать свою судьбу, то, казалось бы, в недостатке богатства или карьерных достижений она должна была винить только себя.
В муках вины и стыда люди часто воображают себя свободными агентами, выбравшими из шведского стола возможные модели поведения и личные качества, и отсюда следует, что они заслуживают любого кармического несварения желудка, которое за этим следует. Как только Ксения осознала, что ее жизнь всегда будет складываться именно так, как она сложилась, ее стыд и вина рассеялись. Если условия Вселенной не позволили ей стать кем-то иным, чем она была на тот момент, как она могла разумно винить себя за это? И, поместив свой жизненный путь в более широкую причинно-следственную карту, она поняла, что поступила чертовски хорошо для женщины-гея из глубинки постсоветской Украины. Хотя у Ксении еще были проблемы, которые нужно было решить, она могла сделать это без дополнительного бремени самоосуждения.
Просвещенный взгляд на гордость и привилегии
Те, кто идет по пути детерминизма, приобретают определенную отстраненность не только от своих недостатков, но и от своих достоинств. Чего бы вы ни добились в жизни, будь то медаль Филдса или приз за лучший тыквенный штрудель на местном церковном празднике, все это следует воспринимать как стечение факторов, находящихся вне вашего контроля.
Согласно детерминистскому мировоззрению, все хорошее, что с вами происходит, воспринимается как благословение.
Это понимание оказалось полезным для Хью, который вырос в проржавевшем городке в Соединенных Штатах и пробился на чрезвычайно прибыльную работу в сфере технологий. Он утверждал, что его достижения были доказательством его превосходной силы воли и исключительных талантов. Люди, не сумевшие достичь его уровня успеха, не заслуживали ничего, кроме презрения, которого он одаривал в изобилии.
С детерминистской точки зрения позиция Хью совершенно очевидно неоправданна. Действительно, некоторые из величайших достижений в истории, которым, возможно, можно было бы простить немного самовлюбленного купанья в славе, понимали, какую ничтожную роль они сыграли в своем собственном успехе. В интервью The Saturday Evening Post в 1929 году Альберт Эйнштейн высказал мнение: «Моя собственная карьера, несомненно, была определена не моей собственной волей, а различными факторами, над которыми я не властен… Я ни на что не претендую».
Такое мировоззрение дает мощную проверку гордыне и высокомерию. Проработав эти идеи в терапии, Хью получил нечто гораздо более ценное, чем самовозвышение: чувство благодарности. С детерминистским мировоззрением все хорошее, что происходит с вами, воспринимается как благословение – как чудесный дар, который вам дарован, а не как заработанная вами зарплата.
Естественно, это не отменяет ценности приложения усилий и принятия обоснованных решений. Эти действия продолжают повышать вероятность достижения ваших целей и формирования жизни, которую вы желаете. Однако это означает, что ваши усилия и решения — это события, которые в конечном итоге нельзя отнести на счет вашего индивидуального волеизъявления, и поэтому неразумно приписывать им свою заслугу.
Таким образом, детерминизм может также нанести мощную пощечину привилегиям. Осознать, что ваше положение в обществе не было заработано или заслужено, а просто даровано Вселенной, значит почувствовать, как моральный ландшафт под вами меняется. На каких моральных основаниях тогда привилегии сохраняются за немногими, а не делятся со многими?
Повышенная эмпатия к другим
Детерминированный взгляд на человеческое поведение является научным взглядом, поскольку он пытается понять явление, объясняя, как оно возникло. Одним из приятных побочных результатов такого подхода является более глубокое чувство сопереживания. Взяв на себя труд исследовать причины чьего-либо поведения, вы можете в конечном итоге узнать о нем очень многое.
Требуется определенная интеллектуальная смелость, чтобы принять мировоззрение, основанное на причинной сложности.
Эта точка зрения помогла пациентке-подростку Джен, родители которой делали все, что в их силах, в том числе отправляли ее на терапию, чтобы отучить ее курить травку со своими друзьями. По мнению Джен, ее родители были просто придурками, которые не понимали молодых людей. В ходе сеанса мы докопались до корней беспокойства ее родителей, в том числе их строгого воспитания и инстинкта защиты своих детенышей, который человеческие родители разделяют с большинством других млекопитающих. Хотя Джен все еще не согласилась с запретом родителей, она поняла, что это был акт любви, который позволил ей начать с ними более продуктивный диалог.
Причинно-следственный подход к действиям людей также может помочь компенсировать когнитивную предвзятость, известную как «фундаментальная ошибка атрибуции» — склонность переоценивать, насколько поведение другого человека связано с тем, кем он является (например, «Он просто плохой человек»). и пренебрегать ролью контекстуальных факторов (например, он чувствовал себя оскорбленным чьими-то комментариями). Детерминистический взгляд на поведение побуждает нас распространить на всех людей ту степень понимания, которую мы обычно могли бы сохранить для себя.
Свободная воля, напротив, отличает вас от других, предполагая, что мы все отдельные существа, наделенные самоопределением и не ограниченные обычными законами Вселенной. Если вы таким образом независимы от остального мира, это может означать, что вы можете манипулировать миром без вреда для себя. Можно даже рассматривать веру в свободу воли как секретный ингредиент идеологии индивидуализма, оправдывающей эксплуатацию мира природы и других людей.
Требуется определенная интеллектуальная смелость, чтобы вместо этого принять детерминизм и мировоззрение, основанное на причинной сложности. Но оно также предлагает огромные перспективы: более четкое видение своего места во Вселенной, свободу от ненужного гнева, гордости, вины и стыда, а также более глубокое сочувствие к другим людям и их трудностям. Детерминизм может также побудить нас рассматривать нашу собственную жизнь и интересы как неразрывно связанные с жизнью и интересами других – и приносить меньше вреда и больше пользы.