Поминки старого Казахстана еще слишком преждевременны

Автор -
446

    В минувшую субботу в Астане, в Центральной мечети, прошел поминальный обед по Болату Назарбаеву. На нем были замечены не только представители семьи первого президента (но не все), но и яркие фигуры из его же близкого окружения, о которых незлопамятные казахстанцы уже стали забывать. Об этом пишет exclusive.kz.

    Сборная соборная мечеть

    Мы не собираемся как-либо осквернить чувства верующих и уж тем более «потоптаться на могиле ушедшего», как выражались некоторые блюстители морали (кое-кто даже что-то про «пнуть умершего льва» говорил). Но уже слишком много символичного было в прошедшем мероприятии, где главным действующим лицом стал Нурсултан Назарбаев, на официальном сайте которого появились фотографии с того, что происходило на асе (поминальном обеде).

    Заметим, что ранее здесь же было опубликовано обращение Нурсултана Абишевича к соотечественникам по этому скорбному поводу и полученных соболезнований. К слову, это были первые публикации после 11 июня, когда там появились слова соболезнований в связи с пожаром в области Абай. День траура, объявленный после взрыва на шахте имени Костенко, Назарбаев проигнорировал, как и до этого – пожар на шахте «Казахстанская».

    На этот раз вместе с группой фотографий с поминок на сайте были опубликованы выдержки из речи Назарбаева. Так, например, было отмечено, что первый президент отметил важность реформ, проводимых вторым, при этом подчеркнув: «У каждого поколения свой путь и свой долг. Следующее поколение привносит свои изменения. Без изменений не будет развития, мы не сможем двигаться вперед». А вот из подслушанного нашими коллегами, следует, что Нурсаултан Абишевич, кроме прочего, напомнил, что в марте 2019-го он вместе с Токаевым заложили первый камень этой мечети. «На следующий день я по собственной воле сдал власть новому поколению. Касым-Жомарт Токаев максимально старается делать все, что может», — добавил он, начав с той мысли, что «полностью выполнил все дела, которые даровал Всевышний».

    Напомним еще одну деталь, связанную с этой мечетью. Она была открыта 15 месяцев назад, 12 августа 2022 года, и автоматически приобрела статус центральной. На церемонии открытия присутствовал сам Нурсултан Назарбаев, а также группа его товарищей, которые, если вспомнить старорежимные термины, представляли некое «Политбюро». Впрочем, некоторые из них и вправду входили в политбюро партии «Нур-Отан», но этом, как вы понимаете, формальности. На этот раз контингент гостей несколько расширился, хотя кое-кого мы не увидели.

    Смотрите, кто пришел

    Гости поминального мероприятия стекались на дорогих машинах и при охранниках – в соответствии с принятым протоколом. В принципе, это и понятно – ведь там присутствовало особо охраняемое лицо. Но уже давно в публичном пространстве не было так много представителей так называемого «старого Казахстана». Впрочем, были и «переходные» фигуры, сумевшие выжить и при новой власти.

    Поскольку полный список гостей не доступен, поэтому будем довольствоваться теми, кого заметили среди приглашенных. Отметим, что большинство из них, кроме прочего, являются потенциальными или почти реальными фигурантами ряда санкционных списков США, Евросоюза и Великобритании, не говоря о том, что их имена за последние полтора-два года не сходили с полос отечественной (да и зарубежной) прессы в связи со всевозможными скандалами.

    Например, экс-генпрокурор и долгоиграющий глава финполиции Кайрат Кожамжаров, на которого на страницах газеты «Время» и в эфире канала «Елмедиа» (в последнем более конкретно) были высказаны прямые намеки в возможной заинтересованности в заказном убийстве таможенника Медета Жамашева, проходившим ключевым свидетелем в «Хоргосском деле». Кстати, на данный момент основным подозреваемым в этом деле является Талгат Махатов, которого, в свою очередь, называли лицом, приближенным в Болату Назарбаеву.

    Ходили различные слухи и вокруг Ахетжана Есимова, который, в отличие от Кожамжарова, даже накоротке не давал журналистам никаких комментариев. Хотя, если честно, было бы странно, если бы он там не появился. Это, между прочим, относится и к другим «гостям из прошлого», включая официальных дочерей первого президента. Хотя казахстанцы давненько не лицезрели на родине Динару Нурсултановну, а вот ее старшая и младшая сестры были не в диковинку. Пусть по печальному поводу, но многие давно не видели Крымбека Кушербаева и Калмуханбета Касымова, Кайрата Мами и Зауытбека Турысбекова, Сергея Кулагина и Марата Тажина. Надеемся, что их рассадили по разным столам, учитывая их прежние взаимоотношения. Впрочем, как известно, смерть (пусть и другого человека) может всех помирить. Все-таки не той, а ас это.
    Логично же было видеть также Нуртая Абыкаева (он, наверное, в большей степени как друг-товарищ пришел), Даниала Ахметова (ну как без него?), Умирзака Шукеева, Куаныша Слутанова (об этих двоих – без комментариев) и даже Тимура Кулибаева. Вот только по поводу Ермухамеда Ертысбаева возник неловкий вопрос – он со «сменкой» пришел или в старой обуви? Про действующих политических и общественных деятелей задаваться вопросами тоже не станем, но, как говорится, «возьмем на карандаш». Если кому надо – можете записать или запомнить – это Алмасадам Саткалиев (министр энергетики), Темирболат Бакытжан (топ-менеджер АП), Нурлан Каймолдаев (руководитель канцелярии премьера Смаилова), Нурлан Ермекбаев (замгенсека ШОС), а также трое депутатов мажилиса, включая Нуртая Сабильянова и Бахыткожу Измухамбетова. Впрочем, не отказываться же им, раз пригласили.

    Зная астанинские нравы, кто-то мог и отказаться или «заболеть», о чем говорит несколько пустующих стульев за VIP-столами. Поэтому выделим еще одну категорию лиц, связанную с субботним мероприятием. По крайней мере, мы не увидели Нурлана Нигматулина, Имангали Тасмагамбетова (он, правда, мог быть занят готовящимся саммитом ОДКБ в Минске), ряд бывших назарбаевско-токаевских акимов, в том числе Амандыка Баталова, которого связывали с покойным. Баталов, между прочим, оказался среди тех, кто вместе с «Ноль-Первым» открывал Центральную мечеть в Астане в августе прошлого года, но на этот раз не пришел.

    Среди пропустивших мероприятие был и человек со статусом «родственника Назарбаева» Самат Абиш – то ли нынешний процессуальный статус не позволяет (подписка о невыезде), то ли попросту попросили не «светиться». Также мы не заметили новых родственников Болата Абишевича по линии «младших жен», не говоря уже о его различных помощников и доверенных лиц, как, например, Эдгар Салдузи и прочих. Поэтому можно предположить, что прошедшие поминки все-таки основывались на предпочтениях Нурсултана Абишевича, а не круга его братишки.

    А вот, скажем, Бауыржана Байбека, которого, по сути, можно назвать земляком обоих братьев, также не было на асе. Вряд ли он успел попасть в немилость к однокласснику своего отца, но все же среди гостей из прошлого его мы не увидели. Зато его отец – Кыдыргали Байбек, как и некоторые друзья детства, были в обязательном порядке.

    Кого не вырубить топором

    Есть такая замечательная поговорка – «Что написано пером, то не вырубишь топором». Современные технологии и интернет-сопровождение всех нормативных действий, включая высказывания тех или иных лиц, сделки купли-продажи и даже более скрытные (как им кажется) дела и делишки всегда оставляют след во Всемирной сети. Из этого постулата много каких выводов можно сделать, но обратимся к фактам, которые прозвучали в эфире одного государственного ТВ, которое вело репортаж с места события.

    Так, Даниал Ахметов назвал Болата Назарбаева честным человеком и человеком слова, что, возможно, объясняется тем, что Даниала Кенжетаевича покойный никогда не обманывал. А вот Гульшара Абдыкалыкова была не далека от истины, сказав: «Он помогал тем, которых даже не знал. И это только часть того, что нам известно. Мы не знаем, сколько еще благих дел он сделал». В свою очередь Сергей Кулагин же высказал уверенность, что вместе с ними скорбят миллионы казахстанцев. Но скорее всего, эти миллионы об этом не знают.

    В сети появились цитаты и самого Нурсултана Абишевича, которые не попали на страницы его официального сайта. Приведем одну из них: «Я ни о чем не волнуюсь, меня никакие слова не трогают, мне все равно. Давать оценку – не наше с вами дело, а будущей истории. Поэтому я очень спокойно отношусь к любой оценке». Можно ли считать эту фразу заявкой на то что мы с вами не дождемся, когда действиям (да и бездействие) Назарбаева и части его гостей не будет осуждено при его (их) жизни? Трудно сказать. Да и его слова о том, что никакие другие слова его не трогают могут стать показателем того, что ему действительно не о чем волноваться и он со своими подельниками-клептократами может спокойно появляться на людях – мол, ничего вы мне не сделаете, а ваш закон о возврате незаконно приобретенных активов – это не про нас.
    Вот такие слова уж точно не вырубишь топором, как и тех, кто их произносит…

    Поделитесь новостью