Мы становимся свидетелями нового исторического раунда Большой игры в Южной и Центральной Азии. С тем лишь исключением, что основным конкурентом России в этом обширном регионе теперь будет ряд держав, включая США, Британию и Китай. Об этом пишет политолог Талгат Мамырайымов, рассказывая о саммите ОДКБ в Минске:
В прошлый четверг на саммите ОДКБ были приняты такие решения, которые фактически закладывают основы новой жизни данной организации. Собственно, по словам генерального секретаря ОДКБ Имангали Тасмагамбетова, ОДКБ вступила в новый этап своего развития. Всего в ходе саммита лидеры стран ОДКБ подписали 15 документов. В частности, принято новое положение о порядке реакции ОДКБ на кризисные ситуации, принятия и реализации решений на применение сил организации. По всей видимости, данные документы существенно упрощены в своем применении на практике. В этой связи показательно, что в ближайшем будущем планируется доработать нормативно-правовую базу относительно быстрого развертывания Коллективных сил оперативного реагирования (КСОР) ОДКБ, например, для беспрепятственного и беспосадочного транзита воинских контингентов, военной авиации.
Примечательно, что В. Путин отметил, что к настоящему моменту ОДКБ оперативно согласовала позиции с ШОС и СНГ «по актуальным политическим и военно-стратегическим вопросам, острым проблемам региональной и международной повестки». Другими словами, Бейджин не против использования сил ОДКБ для разрешения каких-либо кризисных ситуаций в орбите интересов организации (в постсоветской Евразии). Одним словом, как заметил А. Лукашенко, «ОДКБ остается неотъемлемым элементом обеспечения безопасности евразийского региона». В день проведения саммита был назначен новый начальник Объединенного штаба ОДКБ, бывший командующий ВДВ России Андрей Сердюков. Кстати, он одно время возглавлял группировку российских войск в Сирии, контингент миротворцев ОДКБ в Казахстане в январе прошлого года.
Таким образом, можно образно сказать, что ОДКБ становится некоей политической силовой спецслужбой внутри СНГ. Возможно, потому-то новым начальником Объединенного штаба ОДКБ стал опытный «миротворец» А. Сердюков. Показательно, что президент Белоруссии Александр Лукашенко заявил: «Это региональная военно-политическая организация, но вместе с тем мы являемся частью глобальной безопасности. Стоит задача развивать миротворческую составляющую организации. Мы в целом считаем, что миротворческий потенциал ОДКБ в последующем будет очень востребован». Еще несколько лет назад В. Путин заявлял о необходимости участия ОДКБ в миротворческих операциях, что означает участие их воинских контингентов в рамках этой организации вне пределов национальных территорий, чего до этого не было. К тому же это может стать своеобразной геополитической альтернативой деятельности НАТО, миротворческих сил ООН.
На фоне углубляющегося конфликта с Западом Москва нуждается в мощных военных инструментах и ресурсах, которые вряд ли сможет предоставить один только российский народ. Поэтому показательно, что минский саммит прошел под негласным лозунгом «Мы едины». По мнению А. Лукашенко: «Мы понимаем, что современные вызовы и угрозы носят глобальный характер. Более того, они сплетают наши национальные интересы в один узел… Будем едины мы — будет сильнее наша организация. Надо быть сильнее и сплоченнее». Подразумевается, что это нужно, чтобы противостоять «угрозам» от коллективного Запада. Короче, ОДКБ начинает переходить на другой уровень, когда Москва уже будет требовать от членов этой структуры помощи в своих геополитических операциях. Вдобавок ко всему в рамках ОДКБ наш регион для России, наверное, также является резервным источником храбрых солдат для своей армии.
Как отметил А. Лукашенко: «Больше беспокоит охватившее мир предчувствие глобальной катастрофы о том, что из искры регионального конфликта может разгореться пламя новой мировой войны. Об этом говорят часто и много, а за океаном только и ждут, что в нее будут втянуты страны, близкие к линии зоны ответственности ОДКБ. Этот так называемый управляемый хаос, муть — то, чего желают Соединенные Штаты и Запад. Можно много говорить о незаконных односторонних принудительных мерах, военных провокациях на границе, информационных диверсиях, миллионах долларов, вброшенных в подготовку несостоявшихся госпереворотов. Я уже не говорю про открытую демонстрацию готовности подключить к этой цели силы НАТО».
Иначе говоря, ОДКБ стала трансформироваться из региональной в геополитическую организацию с претензиями решать глобальные угрозы безопасности. В этой связи примечательно, что Путин в ходе форума говорил о необходимости проведения странами ОДКБ совместных миротворческих, антитеррористических операций, видимо, вроде тех, что проводились в Сирии. Но в данном случае речь идет, скорее всего, о такой деятельности внутри преимущественно постсоветской Евразии. Следует отметить, что большинство силовиков Центральной Азии раньше учились или в России, или по российским учебникам, программам. Они, как Путин и Ко, носители садистской милитаристской культуры и конспирологического сознания. И как результат — среди них доминируют пророссийские настроения. Отчасти поэтому страны ЦА развивают многостороннее сотрудничество с Москвой, как главным гарантом своей безопасности.
Однако деятельность и существование ОДКБ не может зависеть только от прихоти Кремля, что показал и прошедший форум этой организации в Минске. Саммит прошел с отсутствием премьер-министра Армении Никола Пашиняна, отказавшегося от участия в этом форуме. От Армении вообще никого не было на саммите. Понятное дело, что Н. Пашинян мотивирует данное свое решение тем, что ОДКБ никак не помогла Армении в ходе недавнего конфликта в Карабахе. Как бы то ни было, Москва «рассчитывает», что Армения продолжит работу в рамках ОДКБ и ЕАЭС.
То есть Кремль просто так Ереван не будет отпускать в «свободное» плавание, как и других членов организации, даже если они делают какие-то «оппозиционные» по отношению к установкам Кремля заявления. Как сообщил госсекретарь Совета безопасности Белоруссии А. Вольфович, Армения не заблокировала ни одно решение саммита ОДКБ, прошедшего в Минске. А в МИД Армении сообщили, что их страна не рассматривает возможности выхода из ОДКБ и ЕАЭС, несмотря на «разногласия по некоторым вопросам». Сам Н. Пашинян в марте говорил, что Армения не собирается выходить из ОДКБ, но опасается, что «ОДКБ выйдет из Армении».
Страны Центральной Азии заинтересованы в участии в работе ОДКБ не только по политическим мотивам защиты своих режимов от внутренних угроз. Продолжает сохраняться высокая вероятность перенесения деятельности некоторых террористических организаций с территории Афганистана в наш регион. Неслучайно как на саммите, так и во время недавнего визита в Россию президент Таджикистана Э. Рахмон поднял этот вопрос. В октябре движение «Талибан» объявило о завершении строительства первого участка канала Кош-тепа в Афганистане» в 100 километров из запланированных 285 километров. После постройки этого канала воды Амударьи будут сильно забираться в Афганистане, что критически ухудшит ситуацию с обеспечением поливной водой Таджикистана и Узбекистана. В дальнейшем талибы хотят построить Дашти-джумский гидроузел, который будет делать существенные заборы из реки Пяндж, что «добьёт» сельское хозяйство Таджикистана.
Данная проблема грозит обострением отношений стран Центральной Азии с Афганистаном, ибо Амударья важна для всех стран региона. Есть мнение, что талибы строят этот канал, прежде всего, как инструмент шантажа Центральной Азии, чтобы выбить из нас «отступные». В СМИ сообщалось и о том, что в Афганистане активизировали деятельность террористы, являющиеся выходцами из нашего региона. Как известно, они жаждут установить в ряде стран Центральной Азии исламский эмират «Хорасан». Тем самым сегодня для наших государств вопросы обеспечения безопасности южных рубежей нашего региона представляют высокую важность и значимость. В Кремле, конечно, это понимают. Отдельные эксперты считают, что ситуация в Афганистане может намеренно накаляться какими-то геополитическими игроками, связанными в том числе и с российскими спецслужбами.
Таким образом, по-видимому, будет наращиваться присутствие войск, военно-технического снаряжения России в первую очередь в Таджикистане. В этом плане Таджикистан станет важной точкой геополитического продвижения России за пределы Центральной Азии. Так, мы становимся свидетелями нового исторического раунда Большой игры в Южной и Центральной Азии. С тем лишь исключением, что основным конкурентом России в этом обширном регионе теперь будет ряд держав, включая США, Британию и Китай.