Зампредседателя кабмина Кыргызстана Эдил Байсалов прокомментировал законопроекты о СМИ и НПО.
«В администрации президента мы узнаем о такого рода проектах, как и вы, из новостей. Эти законопроекты выдвигаются некоторыми депутатами нашего парламента. Но на то оно и право законодательной инициативы. В парламенте происходят дебаты, но ни глава государства, ни правительство никакого отношения к этому не имеют. Я как правозащитник с большим стажем, активист гражданского общества, спокойно отношусь к такого рода законам, потому что на самом деле они в большей части не исполняются. В нашем современном обществе такой контроль просто невозможно внедрить.
Свободолюбие, свобода слова, свобода самовыражения закреплены в ДНК нашего многонационального народа, и мы много раз это доказывали. Любые попытки ограничения свобод наталкиваются на ожесточенное сопротивление общества. И поэтому такого рода инициативы зачастую оказываются мертворождеными, даже когда каким-то образом депутатам удастся убедить наше парламентское большинство, поставить главу государства перед фактом, и он подпишет этот закон.
Наше общество открытое, оно интегрировано в мировое сообщество. Никаким образом мы не собираемся ограничивать наших активистов, выстраивать какие-то стены. Тем более, что у нас, наоборот, идет активизация отношений с Европейским союзом. В следующем году весной ожидается визит главы нашего государства в Брюссель, там мы подпишем большой договор о всеобъемлющем партнерстве, который готовится много лет», рассказал в интервью в интервью Международному французскому радио (RFI) Эдиль Байсалов.
Он также ответил на вопрос о журналисте Болоте Темирове:
Есть человек, судьба которого вызывает большое беспокойство. Это Болот Темиров, он тоже журналист.
Этот журналист, родившийся в Москве, проживший там все детство и переехавший в Кыргызстан только в зрелые годы, получил паспорт гражданина Кыргызстана, предоставив некоторые недействительные документы. Я не помню всех деталей, но тогда он работал в администрации президента Курманбека Бакиева, и ему выдали паспорт, потому что он принадлежал к избранной кучке людей, обслуживавших интересы этого авторитарного президента. Потом он, конечно же, может быть, осознал и стал получать гранты из западных организаций, но факт остается фактом, что он получил паспорт гражданина Кыргызской Республики незаконно.
Ему грозило за это уголовное преследование, настоящий тюремный срок. Но вот именно из-за человеколюбия судебные органы ограничились его выдворением. Я лично считаю, что это, наверное, временно. У любого этнического киргиза есть право вернуться на землю своих предков и продолжить свою профессиональную деятельность. Но для этого нужно подать документы и получить гражданство Кыргызстана или право на место жительства в законном порядке.