К чему такая дикая спешка? Политолог о всеобщем декларировании доходов в Казахстане

Автор -

На прошлой неделе в казахстанских СМИ одним из самых обсуждаемых событий стало оповещение о 3-м этапе перехода на всеобщее декларирование доходов в Казахстане.

С самого начала следующего года отчитываться о своих доходах теперь будут и владельцы, руководители юрлица, индивидуальные предприниматели, их супруги.

Также сообщалось, что с января 2025 года декларировать свои доходы начнут все остальные «физические лица», включая самозанятых, студентов, пенсионеров и наемных работников. В прошлую среду вступили в действие изменения в Налоговый кодекс, по которым «живущим только на зарплату или пенсию не нужно будет сдавать декларацию». Подразумевалось, что эти сведения «налоговые органы могут самостоятельно получить из баз данных», пишет в своей статье известный политолог Талгат Мамырайымов.

Однако в пятницу вице-министр финансов Е. Биржанов сообщил, что сдавать декларацию о доходах обязаны будут все казахстанцы, в том числе пенсионеры, студенты. Правда, при этом он уточнил: «В дальнейшем, если в 2026 или 2027 году пенсионер будет получать только пенсию и не будет заниматься предпринимательской деятельностью, то будем рассматривать вариант, чтобы он не сдавал декларацию. Уже данные по нему мы получали в автоматическом режиме». Кто прав в данном случае? Непонятно. А это, возможно, является косвенным свидетельством того, что переход на всеобщее декларирование доходов не был всесторонне и стратегически продуман. В первую очередь касательно того, насколько соответствует запросам реальности эта мера, в какой мере ее следует реализовывать, какие пути ее воплощения в жизнь нужно исключить.

В этой статье сделана попытка очертить основные недочеты перехода на всеобщее декларирование в Казахстане. Первым делом хотелось бы отметить, что это не какой-то специальный экономический трактат на тему налогообложения, а мысли простого неравнодушного казахстанца, имеющего некоторые представления о теме вопроса. Честно говоря, на фоне перехода всей страны на всеобщее декларирование складывается ощущение сюрреалистичности этой ситуации. Потому что этот «налоговый» метод в большей мере присущ развитым странам, имеющим полноценную рыночную экономику. Но в Казахстане же, давайте будем откровенны, еще не сложилась рыночная экономика хотя бы в лайтовой форме. И самое главное: подавляющее большинство казахстанцев не просто бедные, а нищие, если следовать стандартам даже среднеразвитых стран.

Не случайно у нас даже чиновники говорят о больших масштабах казахстанской бедности. То есть этот «факт» означает, что характер бедности в Казахстане принял просто угрожающие масштабы. Некоторые отголоски этого мы уже видели в январе прошлого года. Получается, наши некоторые госдеятели — «любители острых ощущений», решили «закрутить гайки до конца», перейдя на всеобщее декларирование? К чему такая дикая спешка? В плане политических реформ нам всё время говорили о постепенности, поэтапности, а тут раз – и в карьер. На самом деле, к сожалению, это может быть и не метафора («в карьер»), а реальность, когда нищий и обозленный народ пойдет повторять прошлогодний январь в более жесткой форме.

Собственно, среди уже индивидуальных предпринимателей много простых казахстанцев. Для которых ИП, юрлицо не средство обогащения, а инструмент выживания, тяжелая работа по добыванию хлеба насущного. Причем в этих ИП, вокруг них работает большая часть самозанятых, как условно «наемных» работников. Благодаря этому крутится маховик рыночных отношений в стране. Всеобщее декларирование остановит его, и останется только раздаточная олигополическая экономика с уклоном в сторону командного госадминистрирования. Как сообщили в Комитете госдоходов: «Уведомление будет направляться физическому лицу, и вы будете реагировать на него. Либо вы самостоятельно начисляете себе налог 10%, либо мы рассматриваем и делаем выводы. Либо на проверку выходим, либо работаем до устранения нарушений». Иными словами, казахстанцы будут нести ответственность за неуплату налогов, даже если у них нет для этого достаточных доходов.

Власти заявляют, что главная цель всеобщего декларирования – это борьба с теневой экономикой. Если подавляющее большинство казахстанцев более половины своих доходов тратит на продовольствие, то о какой большой теневой экономике среди физических лиц 4-го этапа, скрывающей от налогов большие доходы, можно говорить? Не надо быть экспертом, чтобы понимать, что теневую экономику у нас создают в основном чиновники и связанные с ними крупные предприниматели. При чем тут, например, самозанятые? Всеобщее декларирование ввели в нашей стране в 2021 году. Начали с имущества госслужащих, лиц, уполномоченных на выполнение госфункций и их супруг, супругов. Через год перешли на работников госучреждений субъектов квазигосударственного сектора, их жен и мужей. И что мы получили от этого этапа в бюджет?

По всей видимости, наш бюджет особо не обогатился от этой меры, раз он сейчас продолжает пополняться и за счет трансфертов из Нацфонда. Ведь, как полагают отдельные аналитики, госчиновники обычно свои теневые доходы не записывают на супругов. Казалось бы, эти плачевные результаты должны были заставить авторов всеобщего декларирования пересмотреть свои планы. Спрашивается, как будут работать небольшие острова рыночной экономики (это преимущественно ИП), если их будет «трясти» государство? В этом свете, полагаю, необходимо отменить декларирование доходов самозанятыми, также, возможно, субъектами малого бизнеса. Либо нужно отменить декларирование доходов, не превышающих определенный порог, допустим, равный медианной зарплате, которая в 2023 году составила 251 356 тенге в месяц.

К тому же физические лица должны предоставлять декларацию о доходах по месту жительства. Как быть тем самозанятым, кто не имеет прописки? Многие казахстанцы получают обычно скромную по размерам зарплату без отчисления налогов – так выгоднее работодателям, поскольку более высокую оплату они не могут себе позволить. В противном случае, если выплачивать налоги, зарплата будет настолько маленькая, что будет только давать возможность не умереть с голоду. Но так, в конце концов, можно умереть от болезней. Подавляющая часть казахстанцев имеет доходы, которые им позволяют просто выжить в рамках скромного рациона – основные траты идут на аренду жилья, продукты, повседневные непродовольственные товары. Не случайно многие самозанятые не застрахованы, так как не могли себе позволить платить ЕСП.

В октябре Бюро национальной статистики сообщило, что среднемесячную заработную плату: до 70 тысяч тенге получают 1,5% работающих, от 70 тысяч до 150 тысяч тенге — 22,8%, от 150 тысяч до 300 тысяч тенге — 36,2%, от 300 тысяч до 600 тысяч тенге — 30,8%; 600 тысяч тенге до 900 тысяч тенге — 5,5%; от 900 тысяч тенге до 1 200 000 тенге — 1,7%; от 1 200 000 тенге до 1 500 000 тенге — 0,6%; свыше 1 500 000 тенге — 0,9 процента. При этом заработная плата, которая встречается чаще остальных, составила 81 377 тенге. По официальным данным, почти миллион казахстанцев не имеет доходов даже на уровне месячного прожиточного минимума. Уровень прожиточного минимума в третьем квартале этого года равнялся 51 710 тенге в месяц в среднем. Ранее встречалась информация, что одна треть наемных работников в Казахстане получает до 150 тысяч тенге в месяц.

К слову, к системе ЕСП государству удалось привлечь лишь немногим более 242 тысяч плательщиков. Остальные самозанятые остались незастрахованными, что лишний раз показывает высокий уровень бедности среди данной «категории» казахстанцев. Ведь незастрахованность означает, что человек не может получать полную бесплатную медпомощь, то есть это он делает от безысходности – в виду отсутствия достаточных доходов. Теперь их хотят «загрузить» еще большими налоговыми выплатами. Это подобно тому, если бы человек пытался заставить кого-то носить груз в 100 кг. Но тот человек не смог поднять такой груз, тогда наш принуждающий решил, что, следовательно, нужно заставить носить этого человека 150 кг.

В следующем году самозанятым «потребуется оформить индивидуальное предпринимательство (ИП) и выбрать налоговый режим», что, конечно, весьма накладно для людей, имеющих весьма скромные и непостоянные доходы. При регистрации ИП в режиме «упрощенки» вместо 3450 тенге, которые выплачивались по ЕСП горожанами, придется платить в шесть с лишним раз больше. Поэтому большинство таких самозанятых, плативших ЕСП, вряд ли станут оформлять ИП, то есть надевать на себя более тяжелое ярмо, и будут жить «в тени», без бесплатной медицины и прочих благ «цивилизации». Всё это, разумеется, ухудшит положение прежних такого рода плательщиков ЕСП. Не дай Бог, что их лишат и пенсии в будущем. Ведь главная цель ЕСП заключалась в вовлечении самозанятых в системы обязательного социального медицинского страхования, социального страхования и пенсионного обеспечения.

Другим вариантом для самозанятых (помимо оформления ИП) является графа «стать наемным работником», когда все налоговые выплаты обязан делать работодатель. Слушайте, если ранее работодатели, нанимавшие самозанятых, не делали такие выплаты, то сейчас с какого перепуга они начнут делать это? Что остается делать самозанятым? Правильно – ничего. Но так они, может быть, становятся «вне закона», так как за не предоставление декларации о доходах в 2025 году они будут облагаться штрафами и т.д. Есть и вариант регистрации ИП через приложение «E­salyq business» с выплатой только 1% от дохода. Но там есть ряд ограничений, которые могут сковать руки «развивающимся» самозанятым. Да, с 2025 года запланирован ввод нового налогового режима для самозанятых со ставкой индивидуального подоходного налога (ИПН) в 4%, который будет включать пенсионные взносы, соцотчисления и взнос на ОСМС. Но платить 4 процента, видимо, смогут только те, кто работает на цифровой платформе, к примеру, таксисты и курьеры.

Все казахстанцы уже косвенно платят «дополнительные» налоги, если иметь в виду НДС на 12% от стоимости товара. За счет НДС пополняется около четверти государственной казны. В Казахстане есть планы повысить с 2025 года налог на добавленную стоимость (НДС) с 12% до 16%. Независимые экономисты НДС, как и, в частности, ЕСП, ипотеку, называют налогом на бедность, ибо он, особенно во время роста цен, сильнее всего сказывается на благополучии бедных казахстанцев. Одним словом, такими методами, по сути, сжимается маховик рыночных отношений и внутреннего спроса, которые являются главными столпами жизнеспособности экономики. Примечательно, что отечественные бизнесмены выступают против повышения НДС.

Независимые эксперты отмечают, что главная причина снижения поступления доходов в бюджет от сбора налогов – это неравенство перед законом. Так, по их данным, в ходе импорта не все платят положенную импортную пошлину от стоимости товара (около 20 процентов) и НДС – 12 процентов. Данные эксперты считают, что это происходит из-за того, что олигархические структуры «разруливают» любые вопросы налогово-таможенных сборов, кадровых назначений, судебных споров и т.д. В виду этого возникает закономерный вопрос: при чем тогда введение всеобщего декларирования и в отношении самозанятых, малого бизнеса?

По подсчетам великого экономиста А. Лаффера, «необоснованное увеличение налоговой нагрузки, приводит не только к сокращению налогооблагаемой базы, но и является основной причиной развития теневого сектора экономики». Высокие налоги ведут к невосполнимым экономическим потерям, препятствуя созданию экономических благ, когда потенциальный предприниматель в виду роста налогов отказывается от мысли что-то произвести, либо создать какую-нибудь услугу, либо расширять свой маленький бизнес. Таким образом, думается, введение всеобщего декларирования в отношении физических лиц в Казахстане просто бессмысленно. Людям в конечном итоге нечего декларировать, ибо они не имеют постоянных, стоящих внимания государства, доходов…

 

Поделитесь новостью