Лидер «Социал-демократов» Темирлан Султанбеков прокомментировал слова Садыра Жапарова о кредитах и госдолге на своей странице в соцсетях. Ниже полный текст публикации:
Комментарий к интервью президента Садыра Жапарова.
Президент Садыр Жапаров сегодняшним своим интервью поставил точку над «i» в моем споре двухлетней давности с Акылбеком Жапаровым и Феликсом Куловым.
Цитата из интервью С.Н.Жапарова: «Полученные кредиты не были использованы на самоокупаемые проекты. Деньги уходили словно в песок. Последние кредиты, взятые на альтернативную дорогу север — юг, «Датка — Кемин», модернизацию ТЭЦ, были правильны. Нам были нужны эти проекты.»
Вот цитата Акылбека Жапарова от февраля 2022 года: «дорога север-юг, ТЭЦ и «Датка-Кемин» не приносят прибыли. Поэтому у меня возник спор с Алмазбеком Атамбаевым, и я покинул пост министра финансов.» И, конечно же, мне пришлось тогда ответить Акылбеку Жапарову и пошла большая волна дискуссий.
И я очень рад, что глава государства хоть и через два года, но все же поддержал и подтвердил мою правоту. За это спасибо Садыру Жапарову.
Но глава государства далее в своем интервью о проектах ТЭЦ, Датка-Кемин и дорогу Север-Юг высказал следующие слова: «Но обошлись они нам в два раза дороже. Контроль был очень плохой, было воровство.»
То есть по словам главы государства взятые при Акаеве 2 миллиарда долларов, взятые при Бакиеве 800 миллионов долларов, взятые при Отунбаевой 286 миллионов долларов, и взятые при Жээнбекове 400 миллионов долларов, то есть в совокупности все 3 миллиарда 486 миллионов долларов ушли в песок, а вот взятые при Атамбаеве 1 миллиард 450 миллионов долларов были наполовину обворованы.Я полностью согласен с первой частью этой мысли президента, но категорически не поддерживаю вторую часть мысли.
Если, например, половина денег с подстанции Датка-Кемин, эффективно обеспечивающей независимость нашей энергосистемы, обворована, то как тогда она работает? Разве можно украсть половину денег на подстанции и эффективно ее построить? Это нереально, и если обворовать половину денег от дороги, то половины дороги не будет. А так как есть и эффективно работают и Датка-Кемин, и дорога Север-Юг, и новые построенные модули ТЭЦ — то однозначно системной коррупции не было. Конечно, коррупция всегда была на мелком уровне среди исполнителей- их нужно находить и привлекать к ответственности.
С 2020 года по 2023 год госдолг увеличился с 4,925 миллиардов долларов до 6 миллиардов долларов, то есть госдолг вырос более чем на 1 миллиард 75 миллионов долларов в течение трех лет, но какие крупномасштабные проекты мы имеем? И даже если считать правильным доводы президента Садыра Жапарова о том, что при Атамбаеве обворовали половину кредитов, то есть около 750 миллионов долларов, то на оставшиеся 750 миллионов долларов были построены Датка-Кемин, обеспечившую единство энергосистемы КР, ТЭЦ, обеспечившую энергетическую безопасность и дорогу Север-Юг, дающую мощный импульс торгово-логистическим и прочим связям. То тогда по логике за необворованные ни на тыйын взятые при Садыре Жапарове 1 миллиард 75 миллионов долларов должны были еще более крупные национальные проекты, не так ли?
Конечно же, только глухой и слепой может не признавать улучшение материально-технического оснащения вооруженных сил, покупку новых автобусов, строительство государственных образовательных, социальных, медицинских и прочих учреждений, а также много другой хорошей работы, но все же крупных проектов, к сожалению, нет.И экс-президент Атамбаев не смог бы за кредиты в 1,4 миллиарда долларов сделать все то, что он сделал во время своего президентства. Нельзя забывать о том, что он привлек в страну 3 миллиарда долларов в качестве грантов (невозвратных средств), а также добился списания долгов на сумму 554,4 миллионов долларов. Как ни странно, ключевой повесткой в экономике страны должна быть правильная внешняя политика.
Итак мы определили две большие проблемы:
1. Коррупция в государственных органах. Я согласен с мнением президента, что коррупция остается проблемой. Вместе с тем важно отметить, что с коррупцией помогают бороться именно представители гражданского общества и СМИ.
Факт, что свободные и независимые СМИ — лучшие помощники в борьбе с коррупцией. Открытость, прозрачность и подотчетность- эти индикаторы должны внедряться повсеместно, а требующие этого представители гражданского общества и СМИ должны всесторонне поощраться, а не подвергаться массовым репрессиям.2. Наша страна должна привлекать больше грантов и инвестиций, а также добиваться списания долгов. Это можно делать только тогда, когда имидж у страны будет правильный. Когда мировая общественность будет убеждена в том, что Кыргызстан идет демократическим путем. Вот так вот тесно связаны экономика и политика, и все-таки политика определяет экономику.
В конце хотел бы также высказаться о главном посыле главы государства, заключавшегося в том, что не нужно бояться госдолга и не нужно политизировать этот вопрос. Я полностью с этим согласен, я об этом говорю уже давно. К сожалению, тема государственного долга стала любимой темой клеветников и лжецов, но чтобы с этим бороться не нужно применять силу, потому что опыт показал, что это в конце не только не дает результата, но и дает обратный эффект. Вместо этого необходимо принять национальную стратегию по повышению уровня критического мышления населения.