Омбудсмен Кыргызстана Джамиля Джаманбаева лично приняла родственников задержанных 11 журналистов.
На встрече родственники пожаловались на нарушение прав задержанных, сообщает пресс-служба Института Омбудсмена.
«Они до сих пор находятся в ИВС, их не перевели в СИЗО, несмотря на то, что суд избрал меру пресечения еще 17 января. Это нарушение их прав», — пожаловались родственники.
Также родственники пожаловались, что суд при избрании меры пресечения не учел доводы адвокатов журналистов.
Омбудсмен напомнила, что сотрудники Института Омбудсмена на следующий день после задержания посетили ИВС и провели беседу с задержанными журналистами.
«Согласно нашему мандату Институт Омбудсмена проводит свою работу по защите прав журналистов. Также направили в ГУВД города Бишкека письмо с призывом дать разъяснение о причинах по которым журналистов не перевели в СИЗО», — сказала Джаманбаева.
Адвокаты сообщают о тяжелых условиях содержания в ИВС. Родственники задержанных просят исполнить решение суда и перевести журналистов в следственный изолятор Службы исполнения наказаний.
Официальные органы никак не комментируют ситуацию. Центр по предупреждению пыток обратился в прокуратуру Бишкека с просьбой проверить законность содержания журналистов в ИВС.
Изолятор временного содержания находится в ведении Министерства внутренних дел, а следственный изолятор — Службы исполнения наказания.
По словам адвоката Нурсултана Жаныбекова, в Уголовно-процессуальном кодексе указано, что решение следственного суда должно быть исполнено немедленно. Следователи и сотрудники изолятора временного содержания действуют на основании решения суда и должны его исполнить.
Адвокат добавил, что большинство других подозреваемых, задержанных вместе с журналистами, уже переведены из ИВС в СИЗО, а причина, по которой до сих пор не переведены журналисты, неизвестна:
«В изоляторе временного содержания плохие условия. Как и следует из названия, это изолятор временного содержания всего на 48 часов. Через 48 часов было вынесено решение суда. Один из задержанных, Сайпидин Султаналиев, жалуется, что ранее перенес инфаркт и у него боли в различных местах тела. В изоляторе временного содержания нет врача и санитарного отделения нет. В следственном изоляторе проводится обследование, при выявлении заболевания могут перевести в учреждение №31 или кардиологическую больницу, Национальный госпиталь. В изоляторе временного содержания мы не имеем возможности реализовать свои возможности и права. В изоляторе временного содержания не могут приготовить горячую еду, а в следственном изоляторе они могут ее сами себе приготовить. Здесь они иногда питаются, а иногда — нет. Должны быть условия, чтобы умыться, привести себя в порядок, выйти на воздух. В изоляторе временного содержания прогулки на воздухе запрещены. Еда, которую им привозят, остывает пока до них доходит. Вынесено решение суда, при чем тут внутренние правила. Решение суда имеет конституционную силу. Для нас до сих пор загадка, почему это решение не исполняется».
По словам адвоката, соответствующие учреждения МВД не дают исчерпывающего ответа, ссылаясь друг на друга.
В Бишкеке родственники 11 заключенных под стражу журналистов вынуждены были провести на улице пресс-конференцию, которая была назначена на 11 утра 16 января.
Руководство гостиницы Park hotel, где должен был состояться брифинг, сообщило, что «протекает потолок», и поэтому не позволило провести намеченное мероприятие. Сопровождавшая участников пресс-конференции правозащитница Азиза Абдирасулова заявила, что прибывшие могли бы занять лишь часть зала, но сотрудники отеля ответили отказом.
Родственники арестованных журналистов говорят, что им не предоставили предварительную информацию об отмене. В связи с этим им пришлось проводить пресс-конференцию неподалеку от гостиницы, на улице. В своем выступлении они призвали высокопоставленных лиц КР освободить их близких, отметив, что «журналисты невиновны, так как просто выполняли свою работу»,
Напомним, 17 января Первомайский райсуд Бишкека заключил под стражу до 3 марта 11 бывших и действующих сотрудников расследовательского проекта Temirov LIVE. За день до этого в домах журналистов, а также в офисе милиция провела обыски и изъяла технику.
В МВД сообщили, что дело возбуждено по части 3 статьи 278 «Призывы к активному неподчинению законным требованиям представителей власти и к массовым беспорядкам, а равно призывы к насилию над гражданами» на основании материалов, размещенных на страницах «Айт Айт Десе» и Temirov LIVE.
Задержанные журналисты отрицают все обвинения. Ряд международных и местных организаций призвали власти Кыргызстана освободить независимых журналистов.
Президент Садыр Жапаров в интервью информационному агентству «Кабар» 19 января, комментируя эти задержания, заявил, что первые лица страны «вынуждены предпринимать превентивные меры, ведь это напрямую касается национальной безопасности».