Какую бы вы не назвали причину, она будет верна. Однако есть одна особенность – политическая робость бывшего премьера и его Кабинета, пишет exclusive.kz.
Достаточно вспомнить, кто занимался ликвидацией прорывов и аварий в Экабастузе? Первый вице-премьер Роман Скляр. А кто вел переговоры в Лакшми Митталом после трагической гибели горняков в Карагандинской области? Это был уже президент страны Касым-Жомарт Токаев. А когда еще один заместитель Смаилова и по совместительству министр иностранных дел Мурат Нуртлеу вел все дела по помощи Кыргызстану после аварии на Бишкекской ТЭЦ, стало понятно, что трудные вопросы теперь уже бывший премьер-министр Казахстана не любит брать на себя. А ведь для настоящего политика любая сложность, это не проблема, а скорее возможность проявить себя. Смаилов, как специально, избегал этого.
Возможно это связано с тем, что он вырос до премьер-министра в чиновничьей среде. А там не любят рисковать своей карьерой и благополучием. Буквально три дня назад зампред агентства по делам государственной службы Салауат Муксимов сказал буквально следующее: «Под влиянием усиления антикоррупционной политики мы практически (…) полностью лишили должностных лиц (права) принятия решения самостоятельно, как бы не доверяя им. Эти функции практически во многих случаях выполняют комиссии, заключения экспертов, специалистов. С другой стороны, это выгодно самим должностным лицам».
Если учесть сколько бывших премьер-министров Казахстана осуждено судом, отбывают или уже свое отсидели, можно понять сверхосторожность Алихана Смаилова. Но тогда возникает вопрос, а зачем он вообще занял этот пост?
Быть главой правительства означает не только повседневно управлять деятельностью правительства и региональных властей. Он является решателем проблем, а не создателем таковых.
В современной истории мало известны случаи смелых политических решений премьер-министров. Один из них случился много лет назад с тогда недавно назначенным главой правительства Касым-Жомартом Токаевым. Когда он находился в поездке по одной из западных областей Казахстана, сотни разгневанных рабочих одного из нефтесервисных предприятий бросили работу и стали буквально бежать по полю к кортежу. Токаев приказал остановить автомашину и в своем черном длинном пальто пошел к рабочим на встречу по раскисшей земле. Он обстоятельно выслушал претензии трудящихся и по возвращению в столицу устроил разбор «полетов». Смелось его была не только в том, что он пошел навстречу к рабочим, а еще в том, что компания, задолжавшая своему производственному персоналу, была аффилирована с Рахатом Алиевым, тогда еще всемогущим и очень влиятельным.
На места техногенных происшествий всегда вылетал, будучи главой правительства, Имангали Тасмагамбетов. Например, в 2002 году он лично руководил устранением последствий землетрясения в Жамбылской области.
Беспокоит и будущее нашей внешней политики. На сегодня по некоторым данным ведется 55 вооруженных конфликтов, разной продолжительности и интенсивности. В такой обстановке даже мирной стране нужны решительные и ответственные деятели. А как они могли вырасти, когда последние тридцать лет истории Казахстана правила игры определялись, по сути, одной семьей Назарбаева? А в нынешней действительности Казахстана еще не сложились «новые правила» и не понятно с кем «нужно разговаривать». Именно поэтому мы наблюдаем вспышки популистских заявлений вроде попыток отмены празднования Нового года. Депутат, чье имя недостойно даже упоминания здесь, более десяти лет высиживал эту идею в нашем парламенте. А ведь достаточно было подумать о том, когда малый и средний бизнес зарабатывают больше всего денег? Конечно, в том числе и на новогодних распродажах. Я вспомнил об этом эпизоде, потому что наше правительство, теперь уже бывшее, также не блещет заботой о людях. Говоря о политической трусости правительства Смаилова, можно сказать, что не хватило им смелости полностью прикрыть аферу с утильсбором, закрыть никому не нужный проект строительства ЛРТ с Астане и многое другое. Так и станется это правительство органом не увидевшим своих возможностей и промотавшим шансы проявить свою политическую смелость.
И последний гвоздь в крышку гроба нынешнего состава правительства. Многие уже забыли, что президент Токаев дал карт-бланш Смаилову и компании после Кантара, а вот воспользоваться широко распахнутым перед ними даже не окном возможностей, а скорее воротами эти министры не смогли.