ЕАБР: Улучшение рынка труда в Центральной Азии может представлять риск для РФ

Автор -
2428
Аналитики банка также отмечают изменения в структуре миграционных потоков, что также сказывается на денежных переводах, пишут СМИ.

Расширение возможностей трудоустройства населения Узбекистана и Таджикистана в средне и долгосрочной перспективе, обусловленное динамичным экономическим ростом стран Центральной Азии, может негативно сказаться на экономике РФ. Об этом говорится в февральском макроэкономическом обзоре Евразийского банка развития (ЕАБР).

В исследовании отмечается, что Россия является крупнейшим работодателем региона и нетто-отправителем переводов, в то время как ряд стран Центральной Азии (Кыргызская Республика, Таджикистан, Узбекистан и Армения) выступают основными источниками миграции и получателями переводов. Так, потоки переводов из России в платежном балансе Армении за 2005–2023 годы составили 62%, Кыргызской Республики – 95%. “Число людей, пересекающих взаимные границы государств региона, измеряется миллионами в месяц, а трансграничные переводы физических лиц зачастую составляют десятки процентов ВВП стран, в которые они направляются. Как следствие, интенсивность и направление этих потоков – переводов и работников – оказывают существенное влияние на экономики Евразийского региона, формируя каналы распространения макроэкономических шоков, сказываясь на темпах роста ВВП и динамике национальных валют”, — говорится в обзоре.

По состоянию на текущий момент интенсивность миграции из центральноазиатской части региона превзошла допандемийную, говорится в исследовании: число поездок иностранных граждан в Россию в 2020 году упало на 72,5%, в 2021 году прирост составил 118,7%, 2022–2023 годах, по предварительной оценке, — 43,3%. Однако структура миграционного притока из стран Евразийского региона поменялась. Последние два года наблюдается рост доли прибывающих в Россию граждан Узбекистана. Доля граждан Таджикистана в общем составе прибывающих в Россию из других государств Евразийского региона находится на максимуме за последние более чем 10 лет. Если в 2020 году на Узбекистан и Таджикистан приходилось 68,8% поездок в Россию, то в 2023 году – 76,2%. Доля Кыргызской Республики и Армении, напротив, снизилась – с 31,2% до 23,8%. Аналитики объясняют различия, в частности, демографией. Последние несколько десятилетий наиболее высокий показатель роста населения среди перечисленных стран – в Таджикистане, наиболее низкий – в Армении. В обзоре подчеркивается, что изменения в структуре миграционных потоков, наблюдавшиеся в 2022-2023 годах, пока не оказали влияния на ситуацию на рынке труда в регионе. Однако “нельзя исключать, что в средне- и долгосрочной перспективе возможности трудоустройства населения Узбекистана и Таджикистана в пределах своих стран расширятся, в силу динамичного роста экономик Центральной Азии”. “Сужение географии рынка труда может оказаться источником рисков для российской экономики”, — заключают аналитики ЕАБР.

В отличие от миграционных потоков, потоки денежных переводов не испытали резкого сокращения на фоне пандемии. Причина в том, что пауза в процессах миграции оказалась достаточно короткой, и численность физических лиц, посылающих переводы из России в страны Центральной Азии и Армению, не успела снизиться за период пандемии значительным образом. Изменения в трендах миграции после периода 2014–2015 годов сказались на трендах в переводах. С 2015 года номинальные объемы переводов замедлили темпы роста повсюду в регионе, в 2006-2014 годах денежные переводы в среднем росли на 23,4% в год, а в 2015 –2023 годах – на 7,6% в год.

В большинстве стран долларовые объемы переводов в 2022–2023 годах находились на исторически максимальных уровнях. В ЕАБР причиной этого явления считают укрепление рубля в 2022 году и уверенный рост экономики (в том числе реальных зарплат) в России в 2023 году. Объем долларовых переводов в 2022-2023 годах в Таджикистан достиг $4,6 млрд (против $2,8 в 2021 году), в Узбекистан — $14,7 млрд (против $9,3 млрд). При этом переводы в Армению и Кыргызстан выросли не так значительно: с $1,6 млрд до $1,8 млрд и с $2,8 млрд до $2,9 млрд соответственно.

Однако относительно ВВП объемы поступающих в страны региона денежных переводов демонстрируют большую разнородность, указали аналитики, что объясняется разными темпами роста экономик и разной динамикой национальных валют.

Так, в Армении переводы сократились с 20% относительно ВВП в 2013 году до 7% по итогам I–III кварталов 2023 года. В Кыргызской Республике переводы оставались вблизи 30% от ВВП в течение большей части 2010-х годов, а в 2022–2023 годах заметно снизились, причем не из-за сокращения их сумм в долларах, а из-за быстрого роста ВВП страны в долларовом эквиваленте.

Поделиться