На дорогах Европы в последнее время можно увидеть сотни дальнобойщиков из Центральной Азии, в том числе и кыргызстанцев. Кто-то доволен условиями работы, а кто-то сталкиваеется со множеством проблем, рассказывает Азаттык.
Например, бывают случаи, когда им платят меньше, чем было написано в контракте, кому-то приходится сидеть за рулем больше часов, чем положено, или месяцами ночевать в кабине своих грузовиков. В декабре прошлого года Road Transport Due Diligence Foundation, организация, защищающая права дальнобойщиков, опубликовала доклад, в котором говорится об эксплуатации водителей из Центральной Азии.
Мы побеседовали с одним из авторов доклада, представителем крупного профсоюза из Нидерландов Эдвином Атемой.
«Азаттык»: Господин Атема, ваш доклад основывается на интервью 166 водителей, более половины из которых – кыргызстанцы. Расскажите, пожалуйста, об основных выводах доклада?
Эдвин Атема: Мы пришли к выводу, что работники из Центральной Азии оказываются в положении, когда с них вычитывают деньги за найм после начала работы, что они живут исключительно в своих грузовиках в течение многих месяцев и, по сути, работают в ситуации тотальной эксплуатации, у них нет доступа к правовой защите. И поэтому им по сути некуда обратиться за помощью. Такая печальная история происходит в Европе, которая нуждается в водителях.
«Азаттык»: А сколько случаев дискриминации вы насчитали?
Эдвин Атема: Практически каждый трудовой мигрант, с которым мы говорили, подвергается жесткой дискриминации и эксплуатации. И в принципе мы пришли к выводу, что с этими работниками обращаются как с животными. Они выполняют тяжелую работу, но к ним часто не относятся как к людям.
«Азаттык»: Не могли бы вы поподробнее описать условия, в которых они работают и живут?
Эдвин Атема: Например, у многих нет доступа к питьевой воде, доступа к туалетам, подходящего и безопасного места для отдыха. Да, да, эти компании ставят рабочих из ЦА в положение, когда они вынуждены работать в опасной среде, где у них часто нет туалетов. В то же время в Европе, существуют четкие и действующие правила защиты водителей, независимо от того, из какой страны они родом, будь то Центральная Азия или Филиппины. В Европе иностранные водители должны иметь те же права, что и местные водители. Вот и все, это дискриминация.
«Азаттык»: Да, но эксплуатация — это очень сильное слово. И у вас есть факты, конечно?
Эдвин Атема: Да, печально то, что весь отчет основан на фактах. Никакого другого вывода на основе тематических исследований, построенных на интервью, мы, конечно, сделать не можем. И эти выводы сделаны не на пустом месте. Все это основано на примерах из реальной жизни. Достаточно взглянуть на парковки.
«Азаттык»: В прошлом году, в конце апреля, водители из Грузии и Узбекистана после шестинедельной забастовки с вашей помощью получили заработную плату, которую им обещали. А в мае газета Guardian описала тяжелое положение дальнобойщиков, работающих на литовскую компанию. В комментарии изданию вы сказали, что такое положение дел носит системный характер по всей Европе. А какие это страны кроме Литвы?
Эдвин Атема: Исходя из нашего методологического исследования, мы описываем три группы. Прежде всего, страны-отправители. Так откуда же берутся эти дальнобойщики? Это Кыргызстан, Таджикистан, Узбекистан и другие страны. Затем у нас есть страны трудоустройства. Другими словами говоря, где эти водители подписывают контракты и откуда они въезжают в Европу. Это в основном Литва, Польша и в меньшем количестве мы видим Венгрию и Словакию. Так что, в основном, это страны Восточной Европы, где зарплаты водителей ниже. Они там получают контракты, зарегистрированные в этих странах, но затем работают исключительно за их пределами. Они осуществляют перевозки между Нидерландами, Бельгией, Францией, Германией, где зарплаты намного выше, чем в странах, где они подписали контракты.
«Азаттык»: А что говорят эти компании в свое оправдание?
Эдвин Атема: Здесь тоже мы видим три стороны. Это рекрутинговые компании в Узбекистане, Таджикистане или некоторых странах Европы. Затем у нас есть транспортные компании, которые нанимают водителей. А еще у нас есть, скажем так, конечные клиенты. Работодатели, то есть транспортные компании, по сути, все отрицают. Приведу один пример. Во время протеста в Германии, о котором вы говорили, представители компании приехали с бандитами в пуленепробиваемых жилетах, с перцовыми баллончиками и в масках, чтобы попытаться избить этих водителей. Этих бандитов арестовали, мы и полиция смогли защитить водителей.
Это говорит о том, как далеко заходят эти компании, пытаясь лишить этих дальнобойщиков доступа к средствам правовой защиты и помощи. И, что самое важное, эти грузовики не ездят порожними по Европе. Они перевозят товары из IKEA, Amazon или предприятий автомобильной промышленности. Наша стратегия – искать решения там, потому что у этих компаний строгая политика, никакой дискриминации не допускается, они защищают права человека. Поэтому мы ищем хоть частичное решение проблемы на уровне конечного потребителя.
«Азаттык»: На что следует обратить внимание мигрантам до заключения контракта, до приезда в Европу?
Эдвин Атема: Кыргызстанцы – это гордые люди, которые верят в добросовестность других. Они думают, что если устно договорились, пожали друг другу руки, то не нужно ничего оформлять на бумаге. У меня такое ощущение, что в Кыргызстане рукопожатие важнее, чем документ. Итак, что делают эти компании: дают этим водителям подписать контракты, которые они не понимают, а затем пожимают им руки. Вот мы обещаем тебе то, это. Таким образом много дальнобойщиков нанимают на основе устных соглашений с работодателями. Поэтому мы стараемся советовать водителям: убедитесь, что вы понимаете договор, который подписываете, получите и сохраните копию документа. В случае возникновения проблем это станет первой линией вашей защиты. Запоминайте на что вы подписались. И если в договоре написано А, а работодатель тебе говорит Б, то помните, что в Европе договор — это юридическое доказательство.
«Азаттык»: Можно ли защитить права каждого, кто к вам обращается?
Эдвин Атема: Нет, это невозможно. У нас есть своего рода золотое правило, которое гласит, что нашим приоритетом является безопасность дальнобойщиков. Если кому-то нужно в больницу или остался на стоянке без еды, мы всегда стараемся помочь им. Но в случаях когда удерживают из зарплаты или когда водитель умирает и к нам обращается, скажем вдова из Центральной Азии, как бы мы не хотели помочь, иногда не справляемся, у нас нет таких возможностей. Вот почему мы сняли ролик и объяснили это. Мы считаем, что ответственность должна подниматься на другом уровне, чтобы конечные клиенты транспортных компаний защищали права этих водителей.
«Азаттык»: Расскажите нам истории, которые вас особенно впечатлили. Помню газета Guardian писала, что один из водителей, у которого отказали почки, был доставлен в больницу в Чехии и оставался там несколько недель. Можете привести душераздирающие примеры.
Эдвин Атема: Они все душераздирающие, потому что все они происходят с трудолюбивыми людьми, приехавшими в Европу зарабатывать деньги и попавшими в беду. Например, у нас был водитель из Кыргызстана, который сообщил своему работодателю, что заболел и ему нужна медицинская помощь. А в компании сказали: Нужно работать, иначе зарплату не получишь. Мы вмешались, отвезли водителя в гостиницу, сначала к врачу, где выяснилось, что он даже не застрахован. Потом мы приютили его в гостинице. И в конце концов мигрант получил свои деньги, но между тем его компания заставила прервать с нами контакты, подписать непонятные ему документы, покинуть больницу и приехать в Литву. Они пытались сказать ему, что люди в Нидерландах не помогут. Или вдовы, члены семей, которые связались с нами. У одной, например, муж умер в Италии. У другой умер во Франции. По ее словам, он говорил, что ему обещали условия, но вынужден был полгода ночевать в своем грузовике. Эти компании рискуют жизнями и членами семей людей, которые приехали в Европу, чтобы честно работать и зарабатывать деньги. Что очень печально.
«Азаттык»: А бывают случаи, когда водители, даже не получив заработную плату, уходят из компании или меняют работу, не выдержав условий?
Эдвин Атема: Буквально вчера с мной связался водитель из Центральной Азии. Он жил в кабине своего грузовика пять месяцев без перерыва. Ему обещали платить 90 евро в день. А на самом деле он получал всего 200 евро в неделю. Что намного ниже установленного законом минимума. В Европе сейчас зима, у него в грузовике сломалось отопление. Он пробыл около двух недель в грузовике, в котором было так же холодно, как и на улице. Ему стало плохо, когда он сходил в туалет, пошла кровь. Вот тогда он спохватился, что ему нужна медицинская помощь. Он дошёл до полицейского участка и потерял сознание. Это только один из случаев, над которыми мы сейчас работаем. Мы стараемся прежде всего обеспечить этого водителя надлежащей медицинской помощью, сохранить его зарплату и, в идеале, отправить на родину, потому что он хочет домой. Он так и сказал, что в Европе такая ужасная ситуация, и он хочет вернуться домой. Поэтому мы пытаемся помочь ему благополучно добраться домой с заработанными деньгами.
Часто мы видим, что когда водителей эксплуатируют в одной компании, другая компания пытается их переманить к себе. Но и там их эксплуатируют так же или даже больше. Еще хочу отметить, что не все случаи так страшны, как я описал.
Водители из Центральной Азии в основном говорят: Ну и что, что живу в кабине машины уже много месяцев, но компания выплатила обещанную зарплату. Хотя часто это намного ниже установленного законом минимума. Но они говорят, что это лучше, чем работа на родине.
Я бы хотел добавить, что надо понимать, что не у всех компаний в Европе добрые намерения. Кроме того, сборы за трудоустройство – 3, 4 или 5 тысяч долларов, которые платят, чтобы получить работу в Европе, являются незаконными. Так что имейте это в виду и обращайтесь к нам в случае необходимости.