В 2020 году казахстанцев огорошили республиканские власти: в 6 крупных городах страны будут построены мусоросжигающие заводы. Проекты неоднократно критиковали экологи и экономисты: продукты горения могли сильно усугубить неблагоприятную экообстановку в стране, а заоблачная цена на произведенное заводами электричество могла существенно повысить тарифы для населения. В 2022 году было сказано, что проекты остановлены, в 2023 – что полностью от идеи сжигания мусора Казахстан не отказывается. Каковы настроения минэкологии сейчас? И ждут ли мусоросжигающих заводов акиматы оговоренных ранее городов? «Голос народа» выяснил подробности.
Напомним, суммарная стоимость 6 мусоросжигающих заводов оценивалась в 2020 году в 185 млрд. тенге. Разместить их планировалось в Астане, Алматы, Шымкенте, Актобе, Таразе и Атырау, но потом было принято решение о нерентабельности строительства в Атырау и Таразе, их заменили на Усть-Каменогорск и Караганду. При этом возвращать вложенные инвестором деньги планировалось за счет тарифов на электричество: государство брало на себя обязательства выкупать полученную заводами энергию по 172,7 тенге за кВт/ч. Сколько при этом бы стоило электричество для населения – не сообщалось.
Чья инициатива?
Право на строительство всех заводов выиграла компания Waste to Energy Kazakhstan, официальный руководитель которой – гражданин Испании Амадо Гарсия Диего Габриель, однако конечным бенефициаром компании СМИ называли младшую дочь первого президента Казахстана Алию Назарбаеву.
Проходили заводы и по скандальному делу ТОО «Оператор РОП». Следователи Антикора настаивали на том, что должностные лица Минэкологии и руководство ТОО «Оператор РОП» намеревались совершить хищение 180 миллиардов тенге, собранных в виде утилизационных сборов, путем незаконного финансирования частной организации для строительства шести мусоросжигающих заводов. По этому обвинению и был задержан бывший вице-министр экологии и природных ресурсов Ахметжан Примкулов.
Как сообщили в ответе на официальный запрос «Голоса народа» в министерстве экологии и природных ресурсов, в Казахстане действуют 1200 предприятии по управлению отходами. И, согласно Концепции по переходу Казахстана к «зеленой» экономике, к 2030 году доля переработки и утилизации отходов должна составлять не менее 40%, к 2050 – 50%.
Сейчас этот показатель – 24%.
При этом, как заверил нас вице-министр экологии и природных ресурсов РК Мансур Ошурбаев, ведомство лишь прописывает общую стратегию, но никак не конкретные проекты в этой отрасли.
«У местных исполнительных органов имеется необходимая компетенция для развития инфраструктуры в данной сфере, в частности на предоставление земельных участков, подключение инфраструктуры (по водообеспечению и водоотведению, электричество), разработки мероприятий и экономических инструментов, использование эмиссионных платежей на решение экологических проблем, предоставления преференций субъектам бизнеса, заключения договоров государственно-частного партнерства», — говорит Мансур Ошурбаев.
Что же касается самого министерства, то оно без дела тоже не сидит, но и за конкретные проекты в регионах отвечать, судя по всему, не намерено.
«Министерством совместно с акиматами и АО «Жасыл даму» в рамках поручения Главы государства и Премьер-Министра от ферваля текущего года ведется работа по созданию перерабатывающих мощностей по переработке отходов. Разрабатывается механизм льготного финансирования по развитию инфраструктуры по раздельному сбору, транспортировке, сортировке и переработке отходов за счет средств утилизационного платежа, поступивших в АО «Жасыл даму», по ставке вознаграждения 3% и со сроком заключения займа от 3 до 15 лет через АО «Фонд развития промышленности». На сегодняшний день, совместно с акиматами формируется предварительный пул проектов», — разделил ответственность с местными исполнительными органами вице-министр экологии.
Что-то нужно строить в любом случае
В то же время акиматы тоже не торопятся принять токсичное наследие Алии Назарбаевой.
«Ранее предложенное Министерством экологии и природных ресурсов строительство 6 мусоросжигательных заводов в РК – является инициативой Минэкологии и все организационные мероприятия проводились Минэкологии совместно с инвестором. Вместе с тем, акиматом предлагался земельный участок в районе действующих мусоросортировочного завода и полигона для захоронения ТБО по шоссе Алаш», — ушел от ответа о том, как общественность города отреагировала на строительство в столице мусоросжигающего завода акимат Астаны.
В то же время, как заверили нас в управлении охраны окружающей среды и природопользования города Астаны, они сейчас находятся в поиске инвесторов для строительства мусороперерабатывающих мощностей в городе. Ведутся переговоры с несколькими компаниями, в том числе – иностранными.
«На сегодня в столице функционирует один мусосортировочный завод, мощностей которого уже недостаточно для ежедневного сортировки более 1000 тонн ТБО. Причем с ростом численности населения растут и объемы образования коммунальных отходов. Поэтому мы со своей стороны готовы рассматривать все возможные варианты и оказать содействие в выборе наиболее эффективного проекта», — объяснили важность этого проекта в госоргане.
И сам не гам, и другому – не дам
В акимате Шымкента отмечают, что договор между Минэкологии и частной компанией стал одной из проблем города.
Как рассказал нам руководитель управления комфортной городской среды акимата Шымкента Абулхаир Онгар, городской полигон ТБО заполнен на 90%. И через 1,5 – 2 года мусор складывать будет просто некуда.
«За последние 2 года в акимат города поступали предложения от различных компаний (более 10 компаний из Испании, Китая, Турции, Кореи и др.стран) по строительству мусороперерабатывающего или мусоросжигающего заводов, а также от германской компании по строительству полигона, соответствующему международным требованиям. Всем инвесторам была предоставлена полная информация по ситуации с управлением коммунальными отходами в городе. Однако, при рассмотрении предлагаемых проектов инвесторами поднимается вопрос возврата и доходности инвестиций, а именно вопрос тарифа на электроэнергию, получаемую в результате энергетической утилизации отходов. Данный вопрос регулируется уполномоченными органами в области охраны окружающей среды и энергетики. Также следует отметить, что договор между Министерством экологии и природных ресурсов РК и ТОО «Waste2Еnergy» по строительству заводов по энергетической утилизации отходов на сегодняшний день не расторгнут», — сообщил нам сотрудник акимата.
А раз так, то и пересмотреть рентабельность других проектов по мусоропеработке в городе не могут.
Уравнение со сплошными неизвестными
Впрочем, даже без компаний Алии Назарбаевой построить в казахстанских городах что-то мусороперерабатывающее, оказывается непросто.
Как сообщили нам в акимате Актобе, греческая компания SABO S.A. еще в 1 квартале 2022 года привезла в город линию для сортировки мусора.
Но установить ее с тех пор никто не может.
«Сроки монтажа сортировочной линии затянуты в первую очередь из-за затруднений в разработке проекта «Строительство сооружения для размещения сортировочной линии твердых бытовых отходов (ТБО) и инженерно-коммуникационной инфраструктуры», так как были сложности по получению технических условий по инженерным сетям. В 2022 году данный проект был завершен и направлен для прохождения государственной экспертизы, однако проект отклонен ввиду отсутствия технико-экономического обоснования (ТЭО). В настоящее время ТЭО подготовлено, но данный проект дважды отклонен госэкспертизой», — говорит руководитель отдела жилищно-коммунального хозяйства, пассажирского транспорта и автомобильных дорог города Актобе Болат Сериков.
Причина отклонения ТЭО – отсутствие аналогичных проектов в Казахстане. То есть, аудиторы просто не могут понять: адекватная ли цена у греков?
«Специалистами запрашивались аналоги в других областях, но безрезультатно. Согласно разработанному ПСД, стоимость объекта по сводному сметному расчету составляет 4 млрд. тенге. Так как для кардинального решения вопроса обращения с ТБО необходима не только сортировка, но и переработка отходов, местными властями ведутся переговоры с зарубежной компанией о строительстве мусороперерабатывающего завода мощностью 200 тыс. тонн в год», — рассказывает Болат Сериков.
Алматы ищет инвестора
Получается, что наиболее благоприятная ситуация сложилась в Алматы: там как-то смогли обойти все законодательные препоны и все же планируют что-то строить.
Здесь выделенный для строительства мусоросжигающего завода участок находится в частной собственности, возможно именно это стало решающим фактором того, что подвешенный в воздухе вопрос строительства предприятия мусоропереработки как-то заземлился.
«4 октября 2023 года заключен меморандум между акиматом города Алматы и International Finance Corporation (IFC) по проведению исследования на основе наилучших мировых подходов и технологий по управлению отходами, с привлечением международных экспертов. Финансирование предусмотрено за счет грантовых средств IFC.
В результате будет выбрана передовая технология с наименьшим негативным эффектом на экологию и здоровье населения, уточнены технические характеристики для проектов в сфере управления отходами, учитывая климатические условия и морфологический состав отходов города завершена поставка линии для сортировки мусора», — заверил нас вр.и.о. руководителя управления экологии и окружающей среды города Алматы Мирас Гайсин.
Вот только не будет ли новый проект также токсичен для Казахстана, как замороженный? Пока совершенно неизвестно.