В современном исследовании, опубликованном в сборнике „Древности Северного Причерноморья, Кавказа и Средней Азии: от открытий Н.И. Веселовского к современной науке“, Владимир Кисель, хранитель Музея антропологии и этнографии имени Петра Великого (Кунсткамера) РАН, предложил новую интерпретацию одного из самых загадочных аспектов скифской культуры. Исследователь затронул тему древних ритуалов, в частности, использование скифами конструкций из человеческой кожи и ношение одежд из скальпов, что долгое время оставалось без чёткого объяснения, пишут СМИ.
Согласно Киселю, подобные практики скифов могут найти объяснение в стремлении обеспечить магическую защиту. Исследование подчёркивает, что такие обычаи не были уникальны для скифов и имеют параллели в различных культурах мира, где шкуры животных и другие части тел использовались для защиты и в качестве символов могущества. В частности, Кисель ссылается на данные о народах, для которых шкуры животных служили не только практической защитой, но и имели глубокий символический смысл.
Этот подход позволяет предположить, что скифы, перенося с собой на битву конструкции из человеческой кожи и одевая плащи из скальпов, стремились не только демонстрировать своё военное превосходство, но и использовать эти атрибуты как средство магической защиты от злых духов и негативных сил. Кроме того, такие предметы могли символизировать овладение сущностью и мистическим потенциалом побеждённого противника.
Кисель также приводит примеры из греческой мифологии и практик других народов, подчёркивая универсальность и древность идеи использования шкур и других элементов тела в магических и ритуальных целях. Так, атрибут Зевса, эгида, являющийся шкурой козы Амалфеи, иллюстрирует сходные верования в силу и защитную мощь подобных артефактов.
Исследование Владимира Киселя открывает новую перспективу на понимание культурных и религиозных аспектов скифской цивилизации, подчёркивая значение магической защиты в древних обществах и демонстрируя связь между различными культурными традициями в использовании предметов с символическим и защитным значением.