Начиная с входа в зоопарк в селе Байтик, трудно не заметить тесные клетки, грязь и вид измученных животных. К сожалению, из-за ограниченности средств, условия содержания этих животных далеки от идеальных и не подходят для их жизни и благополучия.
«В 2002 году я купил страусов», — рассказывает владелец зоопарка Кулболсун. Первоначально вместо зоопарка Кулболсун планировал построить страусиную ферму и продавать такие продукты, как яйца, перья и мясо страусов. Он позаимствовал идею у соседних Узбекистана и Казахстана, поскольку там эта бизнес-модель пользуется успехом.
От 2 самцов и 4 самок Кулболсун смог вывести целое стадо, состоящее из 75 страусов. Однако в 2015 году он решил переквалифицировать ферму в зоопарк. Для этого он продал и обменял страусов, которые у него были на других животных, оставив только 20 страусов на ферме.
Сегодня в зоопарке живут козы, куры, индюки, морские свинки и пони. Здесь также обитают дикие животные, такие как верблюд, олень, павлины, енотовидные собаки, альпаки, 20 страусов и медведица по кличке Маша. Все они были куплены Кулболсуном в Казахстане, в России, или же в Кыргызстане.
Хотя Кулболсун утверждает, что покупка медведя в России была законной, он упомянул, что у него был судебный процесс с правительством по поводу права собственности на медведя. Это может свидетельствовать о том, что при приобретении или содержании медведя были нарушены некоторые законы.
Однако, по словам Кулболсуна, рассмотрение дела было приостановлено, поскольку в настоящее время нет государственного учреждения, которое могло бы содержать медведя. Итак, на данный момент медведь все еще живет в зоопарке и, как и другие животные, находится в маленькой клетке, которая не предоставляет возможности для свободного передвижения.
Однако на данный момент судебное разбирательство — не самая большая проблема с которой сталкивается зоопарк. Как утверждает Кулболсун, основной проблемой является нехватка денег для улучшения условий содержания животных, а также отсутствие клиентов. «В плохую погоду у нас нет клиентов”, — говорит Кулболсун. Это означает, что в холодное время года, например зимой или поздней осенью, у зоопарка либо нет посетителей, или же их очень мало. Кроме того, зоопарк не получает никакой финансовой поддержки от правительства, поскольку считается частным предприятием.
Несмотря на то, что нынешний владелец зоопарка намерен улучшить условия содержания животных, в настоящее время у него недостаточно средств для этого. По словам жены владельца зоопарка Дамиры, учитывая возраст ее мужа, существует неопределенность в отношении будущей прибыльности зоопарка. «Он уже старый, через пять лет станет еще старше, тогда мы скорее всего закроем зоопарк или переквалифицируемся в ферму”, — говорит она. Хотя сам владелец не планирует закрытия зоопарка, он признает такую возможность. Тем не менее, в случае закрытия, в планы входит продолжение ухода за домашними животными и передача диких животных соответствующим органам. Однако, окончательная судьба этих животных остается неопределенной.
Ранее зоопарк уже получал жалобы от посетителей и привлек к себе большое внимание в интернете. В 2020 году информационное агентство 24kg опубликовало статью о жалобах на условия содержания животных, которые были опубликованы в интернете.
Однако за 4 года комментарии и проблемы, о которых упоминает Кулболсун остались прежними, поскольку комментарии, которыми он делится в статье, схожи с его нынешними комментариями. Негативные комментарии также остались прежними и касаются той же темы — условий жизни животных. Вот некоторые комментарии, которые были размещены в приложении 2гис в разделе «Отзывы».
Адеим Чыныбаева